Аналитики и военные говорят, что дроны колоссально изменили украинский фронт: окопы исчезли, а зона убийств ширится на 20 км.
Война в Украине окончательно отошла от образов Первой мировой. Сплошные линии окопов исчезли — их заменила смертельная серая зона шириной до 20 километров, где царят дроны, охота на солдат и полное разрушение логистики, пишет Politico.
Небо над фронтом постоянно гудит от разведывательных, ударных и «спящих» дронов, которые активируются при приближении техники или людей. Украинские и российские беспилотники ведут бои друг с другом, ища пилотов на десятки километров вглубь тыла. Беспилотники видят почти все — и немедленно направляют огонь.
Фронт без линии
Украинские офицеры говорят, что это уже «война дронов».
«Мы перешли к войне дронов против дронов», — сказал полковник Павел Палиса, заместитель руководителя Офиса президента Украины и бывший командир на поле боя. «Дроны теперь могут устраивать засады, перехватывать вражескую логистику и нарушать снабжение. Они также усложнили удержание позиций: если вас обнаружат, все оружие в этом районе немедленно бросится вас уничтожать».
Образовалась глубокая «серая зона» — территория между позициями, где российские группы прячутся, маневрируют и ждут шансов атаковать.
Погодные условия стали фактором: туман и дождь открывают врагу окна для прорывов, как это произошло в Покровске и на участках Запорожского и Днепропетровского направлений.
Логистика на грани коллапса
Дроны делают почти невозможными ротации и снабжение.
«Большинство солдат погибают во время ротации. Машины не подъезжают ближе чем на 5-6 км. Остальной путь бойцы преодолевают пешком, прячась от вражеских FPV.», — говорит полковник Владислав Волошин.
Командиры вынуждены оставлять подразделения на нуле неделями. Это бьет по моральному духу
«Пехотинец, просидевший в норе 60-165 дней, больше туда не вернется», — подчеркивает аналитик Николай Белесков.
Медицина под обстрелом дронов
Ситуация с ранеными драматическая. Из-за рисков медпункты отодвигают дальше, эвакуация затягивается — иногда на дни или недели. Боевые медики вынуждены применять телемедицину из-за дронов
«Мы учим бойцов накладывать жгуты по видео с Mavic», — говорит анестезиолог Дарья из «Волков Да Винчи».
Раненые часто ползут несколько километров до точки эвакуации. Вражеские дроны подстерегают даже бронированные машины — их дальность достигает 20-40 км.
Россия системно расширяет «зону смерти», уравнивая укрытия точечными ударами, чтобы не оставить украинским военным ни одного места для укрытия.
Операторы дронов теперь сами под прицелом. Боец с позывным «Секач» говорит:
«В 10-километровой зоне уже нельзя выйти покурить без дробовика».
Без быстрых решений
Новый формат боев не имеет устоявшейся доктрины. Украина и РФ фактически разрабатывают ее на ходу. Фронт растворяется, коммуникации рвутся, а нехватка людей на передовой делает оборону сложной.
«Это рецепт медленного сжатия — эффект, который позволяет России ползти вперед», — предупреждает Белесков.
Дроны на войне — последние новости
И Россия, и Украина активно используют дроны на фронте. Обе стороны модернизируют свои «птички». В частности, россияне начали устанавливать на «Шахеды» камеры заднего обзора, которые находятся как сверху, так и снизу корпуса дрона. Видео с этих камер передается в Россию через радиомодем.
Кроме того, российские оккупационные войска начали использовать дроны большой дальности, защищенные от помех, которые управляются с помощью оптоволокна. Враг применяет их, чтобы угрожать логистике Украины.





