ЗАЧЕМ ЛУКАШЕНКО ЕЗДИТ ОТ ОДНОГО СОЮЗНИКА ПУТИНА К ДРУГОМУ

«Авторитарные режимы объединяйтесь!».

Возможно, это лозунг внешнеполитической деятельности самозваного президента Беларуси Александра Лукашенко в последние полтора месяца. После посещения Объединенных Арабских Эмиратов, поездки в Зимбабве и полета в Китай Лукашенко отправился в Иран, страну-изгоя, которая, как и Беларусь, находится под международными санкциями и является одним из немногих военных и политических союзников России.

Сайт Президента Республики Беларусь

Формальным итогом визита стало подписание ряда двусторонних документов, наиболее заметным из которых является «дорожная карта» всестороннего сотрудничества на 2023-2026 годы. Это кажется таким особенным? Но для Украины поездка Лукашенко в Тегеран несет серьезные риски. Но об этом ниже.

Хотя есть предположения, что Путин использовал Лукашенко в качестве посредника в своем диалоге с представителями иранского руководства, в это верится с трудом: у Москвы и Тегерана достаточно собственных надежных каналов связи. В том числе на самом высоком уровне, в частности через секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева и главу Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани. В этой ситуации Лукашенко лично не сможет передать ничего нового от Путина своим иранским коллегам.

Проправительственные белорусские СМИ пишут, что основная тема переговоров — «развитие двусторонних отношений с упором на торгово-экономическое сотрудничество». И это в основном верно. Иран в условиях санкций может стать важным партнером для Беларуси, экономика которой в настоящее время испытывает проблемы как из-за чрезмерной зависимости от российского рынка, так и из-за санкционного давления: Минск не смог компенсировать «упавшие» объемы экспорта.

Сайт Президента Республики Беларусь

Сегодня Беларусь пытается восстановить утраченные рынки сбыта в Украине и странах Запада, закрытые для белорусской продукции с начала масштабного российского вторжения, а также объемы транзитных грузов. А Лукашенко ищет заказы для белорусских компаний в нескольких «дружественных странах». Ведь речь в основном идет о стабильности режима. В свою очередь, иранская экономика, находящаяся под санкциями, испытывает технологический голод. И Минск считает, что здесь может помочь Тегерану.

Примечательно, что если товарооборот между странами в 2021 году превысил 33 млн долларов (рост более чем на треть по сравнению с 2020 годом), то в 2022 году товарооборот Беларуси и Ирана составил 100 млн долларов (при этом белорусский экспорт в Иран увеличилась почти в шесть раз: до 81,3 млн.) Но вопрос о развитии двусторонних экономических отношений пока вторичен, так как главная тема переговоров Лукашенко — обход санкций со стороны Белоруссии и России: и для Минска, и для Москвы это вопрос выживания.

Во-первых, России не хватает собственных ракет и боеприпасов для защиты украинских городов и ведения боевых действий. Во-вторых, без поставок зарубежных чипов в РФ производство военной техники может остановиться. Западные и отечественные аналитики предполагают, что во время недавнего визита в Пекин Лукашенко обсуждал перспективы поставок китайского оружия в Москву через Минск, увеличение закупок Китаем российской продукции через Беларусь, увеличение китайских инвестиций в белорусский оборонный комплекс.

В Киеве уверены, что Лукашенко обсуждал те же вопросы в Тегеране. Несмотря на это, президент Ирана Ибрагим Раиси пообещал поделиться своим опытом противодействия санкциям. И этот опыт значителен: на протяжении многих десятилетий режим мулл придумывал схемы обхода западных вообще и американских ограничительных мер в частности. На протяжении многих лет оперативники Корпуса стражей исламской революции обеспечивали каналы нелегальной поставки оружия. В том числе через третьи страны.

Сайт Президента Республики Беларусь

Тегеран заинтересован в поставке российских самолетов и поставке ядерных технологий из Москвы. Взамен он передает России «шахидов» и боеприпасы. Но иранцы не всегда могут отправить оружие напрямую в РФ, опасаясь попасть под новые санкции со стороны Запада. Затем в декабре прошлого года ЕС принял новый пакет санкций против Ирана, в том числе за поставку в Россию беспилотников, которые он использует для атак на украинские города и гражданскую инфраструктуру.

Поэтому, чтобы выполнить свою часть соглашения, иранцы будут искать решения. Например, для доставки дронов в Беларусь с последующей их передачей в Россию. Кроме того, Минск также заинтересован в размещении Ираном (а также Китаем и другими странами) предприятий ВПК на территории Беларуси для производства продукции для России.

Напомним, накануне поездки Лукашенко Главное разведывательное управление сообщило Министерству обороны Украины, что белорусская делегация планирует обсудить возможность организации технологического процесса сборки ракет калибра 122, 220 и 300 мм на территории Украины. Беларусь. Некоторые собеседники ZN.UA утверждают, что в Беларуси в цехах отдельных госпредприятий уже собираются полуфабрикаты дронов из китайских и иранских комплектующих для России. Однако это производство не является массовым.

С учетом вышеизложенного закономерным выглядит и вывод официального представителя Госдепартамента США Неда Прайса — визит Лукашенко в Тегеран является «продолжением углубления отношений между Ираном и Россией». И бенефициаром этого пути является не только Россия, но и Китай, который инвестирует в субъектность Ирана и заинтересован в том, чтобы Москва, Минск и Тегеран продолжали опираться на ресурсы Запада, а Пекин не ставил под угрозу свои отношения с ним.