Владимир Цыбульник
Согласно распоряжению президента Сербии Александара Вучича, 3 декабря началась остановка единственного в стране нефтеперерабатывающего завода. НПЗ «Нефтяной индустрии Сербии» (НИС) в Панчево с января 2025 года находится под американскими санкциями.
Результатом станут не только экономический и финансовый кризисы, но и угроза углубления политического кризиса, грозящего смести действующую власть.
Почему проблема одного предприятия привела к таким последствиям? Потому что оно, без преувеличения, — один из столпов сербской экономики: ежегодно вносит в бюджет 2 млрд евро, являясь крупнейшим налогоплательщиком (15%) всех поступлений. На НИС приходится 5,1% ВВП Сербии и компания — крупнейший экспортер в стране. 400 бензоколонок на родине и 80 — в БиГ, Болгарии, Румынии. Только в НИС работает 13 500 человек и десятки тысяч — на предприятиях смежников.
Долгое время предприятие принадлежало Сербии, но к 2020 году около 60% оказалось во владении российских «Газпромнефти» (подсанкционной) и PJSC Intelligence. Это превратило НИС в один из мощных механизмов политического давления на власть Сербии, включая президента.






