УКРАИНА — СТРАНА ДОЛЖНИКОВ. ПРЕВРАТИТСЯ ЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА В ЦИФРОВИЗИРОВАННУЮ ИНКВИЗИЦИЮ?

Александр Сергиенко Александр Сергиенко

Немало шума наделала Верховная Рада, приняв в первом чтении законопроект №14005 «О внесении изменений в некоторые законы Украины об упрощении исполнительного производства через цифровизацию».

«Чем этот законопроект отличается от предыдущих? Тем, что в нем еще прописали, что во время войны за долги можно отобрать у человека единственное жилье. Это всегда было табу!» — заявила лидер фракции «Батьківщина» Юлия Тимошенко.

Так это или нет? Разбираемся. Но именно поставленный вопрос заставляет внимательно присмотреться к деятельности Департамента государственной исполнительной службы Минюста, работающего по Закону «Об исполнительном производстве». В новеллах этого закона скрывается немало подводных камней или, скорее, скелетов в шкафах.

И беспокоит это нас не как юристов или представителей государства либо частных исполнительных компаний (которые уже высказывались на страницах ZN.UA), а как граждан, которых завтра может коснуться каждая из этих «цифровых реформ».

Законодательное клонирование

Новый законопроект фактически дублирует правительственный №9363, поданный еще в июне 2023 года и проваленный парламентом в августе 2025-го. Через две недели группа депутатов подала аналогичный документ №14005 (название изменилось только порядком слов, содержание — нет), обосновав его «требованиями ЕС» со ссылкой на индикатор 3.8 Ukraine Facility Plan. Но такого индикатора в Плане или его публичных материалах нет.

Проект изменяет ряд законов — о дорожном движении, нотариате, банках, государственной регистрации вещных прав и т.д. Все изменения направлены на недопущение отчуждения средств и имущества должника после открытия исполнительного производства. К цифровизации это имеет слабое отношение: единые реестры уже существуют, государственные исполнители ими и так пользуются.

Закон «Об исполнительном производстве», в который вносят большинство поправок, выглядит внешне прилично, но накопил около полусотни изменений с 2016 года. Новые поправки объясняют появлением электронных денег и обязательствами перед ЕС в сфере цифровизации судебной системы.

Должник — часть экономики, но все решает чиновник. Ключевое в требованиях ЕС — создание условий для превентивной реструктуризации платежеспособных должников, оказавшихся в сложном финансовом положении. Речь идет не о «наказании должника», а о его сохранении как элемента экономической цепочки.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Законопроект №9363: почему его нельзя считать реформой исполнительного производства

Автоматизированная система исполнительного производства существовала с самого начала и подробно описана в статье 8 действующего закона. «Цифровизация», предложенная законопроектом №14005, фактически сводится к нескольким техническим дополнениям и не содержит каких-либо новых подходов к защите бизнеса или должников.

План ЕС декларирует устранение препятствий для эффективной реструктуризации, сохранения рабочих мест, технологий и производств. Однако в законопроекте нет даже базовых механизмов для этого.

Вместо этого проще всего создать программу, которая автоматически, без участия государственного или частного исполнителя, будет накладывать арест на все имущество и счета должника при открытии производства, фактически дублируя нынешнюю ручную практику. Это нелогично: арест должен налагаться в пределах суммы долга, но в действующем законе и в проекте отсутствуют какие-либо критерии или ограничения.

Сейчас это зависит от субъективного решения исполнителя. После принятия — будет зависеть от программиста или чиновника Минюста, который выпишет техническое задание. И снова без критериев. Это ключевой риск, который авторы законопроекта не учли.

Сколько в Украине должников?

С начала большой войны количество долгов выросло почти на два миллиона и на начало 2025 года составляет 8,86 млн исполнительных производств в Едином реестре должников (ЕРД).

Из них 1,9 млн — штрафы за нарушение правил дорожного движения (как после неуплаты можно продолжать ездить — вопрос открытый), 1,8 млн — другие административные правонарушения, 1,6 млн — взыскания в пользу бюджета, в частности налоги. Долги за коммунальные услуги — 727 тыс. производств, хотя эта цифра выглядит заниженной: только в Киеве системных должников за тепло и горячую воду — около 150 тыс. Поэтому реальное количество должников выше.

Причина проста: в ЕРД попадают только те, в отношении кого выдан исполнительный документ и открыто производство. Алименты и судебный сбор вместе составляют около 700 тыс. производств. А самая большая группа — более 1,9 млн производств — не подпадает ни под одну из перечисленных категорий и относится, очевидно, к деловым и финансовым спорам.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Пять ответов Минюста о реформе исполнительного производства и роли лоббистов

Означает ли это, что каждый четвертый украинец — должник? Нет. ЕРД фиксирует не людей, а производства, и одно лицо может иметь несколько таких записей. По неофициальной информации, в течение десяти месяцев 2025 года в органах Государственной исполнительной службы (ГИС) подлежало исполнению 5,1 млн исполнительных документов на общую сумму 1,6 трлн грн. На официальный запрос ZN.UA в Минюст на момент публикации ответа не было.

Но, независимо от статистики, законодательство, охватывающее миллионы граждан, должно быть точным и чувствительным к разным жизненным обстоятельствам. Исполнительная служба должна действовать не только формально по закону, но и по справедливости, ведь ни один закон не может учесть все нюансы.

И здесь возникает другой вопрос: как именно закон определяет справедливость?

Как закон относится к должнику

Понятно, что базовым является Закон «Об исполнительном производстве» (далее — Закон). Но затрагивают ли предлагаемые изменения ключевые положения, прежде всего механизм попадания в Единый реестр должников?

Алгоритм выглядит следующим образом: лицо, выигравшее суд, но не получившее долг, берет в суде исполнительный документ (такие документы могут выдавать 13 различных органов). На его основании открывается исполнительное производство, и оно вносится в ЕРД. И тут начинаются сюрпризы.

В законопроекте №14005 (часть 5 статьи 9) указано, что сведения о государственных органах, органах местного самоуправления и банках не могут быть внесены в ЕРД. Что это означает? Если министерство, сельская рада или банк не выплатили зарплату или не возвращают депозит, исполнительная служба все равно не признает их должниками. Логичного объяснения этому нет.

Далее. Исполнитель по действующему закону на следующий день после получения исполнительного документа открывает производство и обязывает должника подать декларацию о доходах и имуществе (статья 26). Уведомление отправляется обычным письмом или курьером и считается врученным при наличии подтверждения (статья 28).