Украина стремится к многомиллиардному наращиванию запасов вооружения, которое будет финансироваться Европой, считая это лучшим шансом обеспечить собственную безопасность в долгосрочной перспективе, поскольку американская помощь исчерпывается, а западные гарантии безопасности остаются неопределенными, пишет NYT.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Украина хочет юридически закрепленных гарантий от ЕС и США, а не второго Будапештского меморандума — Зеленский
Киев хочет не только поддержать свою армию во время текущей войны, но и сделать ее основой любого послевоенного урегулирования с целью сдерживания России от повторного вторжения. Как недавно выразилась глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен: «Украина должна стать стальным дикобразом, неперевариваемым для потенциальных захватчиков».
В центре таких усилий — новая схема закупок, поддержанная НАТО, которая направит европейские средства на приобретение американского оружия для Украины. Президент Украины Владимир Зеленский надеется, что эта схема позволит ежемесячно осуществлять закупки на сумму $1 млрд, уделяя особое внимание приобретению американских систем противовоздушной обороны Patriot.
Такой механизм поможет заменить военную помощь непосредственно от США, поскольку американский президент Дональд Трамп отказался от финансирования поддержки Киева, а также увеличить и оптимизировать поставки оружия в Украину со временем.
Киев также делает ставку на развитие собственной оборонной промышленности, которая уже производит беспилотники и работает над производством более мощного оружия. В этом месяце Украина заявила, что завершила разработку и начала производство своей первой крылатой ракеты большой дальности.
Насколько далеко может зайти это военное наращивание — неизвестно. Европейские страны, которые уже борются с бюджетными ограничениями, могут столкнуться с трудностями в поддержании уровня финансирования, который, по словам Украины, ей необходим. Также украинские Вооруженные силы должны решить проблему постоянной нехватки личного состава, чтобы стать настоящей силой сдерживания.
Но у Украины нет других вариантов, кроме как укреплять собственную оборону. Нечеткие обещания Запада касательно гарантий безопасности после войны еще не превратились в конкретные обязательства, и стремление к формированию более мощной армии отражает опасения, что такие обещания могут никогда не реализоваться.
«Главной гарантией безопасности Украины является полностью боеспособная, хорошо обученная армия, которая находится в постоянной боевой готовности», — заявил на прошлой неделе министр внутренних дел Украины Игорь Клименко.
В то время как администрация Трампа настаивает на заключении мирного соглашения с Россией, западные союзники Киева обсуждают вопрос гарантий безопасности, чтобы избежать нового российского вторжения после завершения нынешних боевых действий. Некоторые европейские страны выражали готовность разместить войска в Украине, а США заявляли, что могут оказать «воздушную поддержку».
Однако эти разговоры пока не дали результатов, а Москва пытается сорвать их, выступая против любого мирного соглашения, которое будет предусматривать развертывание западных войск на украинской территории.
Российский диктатор Владимир Путин продолжает сопротивляться существованию мощной украинской армии после завершения войны, даже несмотря на свои попытки делать вид открытости к попыткам Трампа достичь мирного соглашения.
Поэтому Украина сосредоточена на разработке собственных гарантий безопасности, которые РФ не сможет подорвать. Внутреннее производство оружия и приобретение западного вооружения — это сферы, в которых у Москвы мало влияния.
«Это не то, что россияне могут реально обсуждать. Это наше преимущество», — сказала глава миссии Украины при НАТО Алена Гетманчук.
Украина надеется, что вскоре сможет положиться на свою новую ракету «Фламинго». По данным экспертов, согласно расчетам, потенциально она может достать до Москвы и других городов в глубине РФ.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Украинские ракеты «Фламинго» поразили пограничную заставу в Крыму — СМИ
Эксперты говорят, что такое оружие может служить более мощным средством сдерживания для Кремля, чем любые западные обещания защиты.
«Массовое производство оружия глубокого удара, как «Фламинго», является, пожалуй, самой сильной гарантией безопасности Украины в послевоенном европейском порядке», — считает эксперт по вооружению Университета Осло Фабиан Гофман.
Даже если армия Украины расширится, она никогда не сможет сравниться с российской по численности. Вот почему Киев считает приобретение и производство более современного вооружения необходимым для своего долгосрочного выживания.
Убеждение Украины в необходимости обеспечивать собственную оборону основывается на горьком опыте, когда прошлые обещания безопасности не выдержали испытания. Украина ссылается на Будапештский меморандум, подписанный в 1994 году, который должен был защитить страну после обретения ею независимости.
После полномасштабного вторжения России в 2022 году Украина сначала возлагала надежды на вступление в НАТО, рассматривая статью 5 о взаимной обороне как самую сильную гарантию безопасности, на которую можно надеяться.
Эти надежды, однако, были разрушены, когда Трамп заявил, что членство Киева в НАТО не рассматривается. В качестве альтернативы, европейские союзники Украины недавно предложили идею системы гарантий безопасности, подобно статье 5, без принятия Киева в Альянс. Впрочем, украинцы отнеслись к такой идее с осторожностью, предупредив, что ее нечеткость может привести к повторению неоднозначностей Будапештского меморандума.
«Любая идея, подобная статье 5, должна быть юридически обязательной и подкрепленной реальной силой сдерживания», — подчеркнула Гетманчук.
Украинские чиновники признают, что создание надежного сдерживающего фактора зависит от иностранных средств для оснащения мощным оружием, которое США больше не поставляют за свой счет.
Приобретение оружия было ключевой целью предложения Зеленского Трампу в прошлом месяце в Белом доме, где украинский лидер предложил покупку американского оружия на $90 миллиардов. Пакет будет включать системы противовоздушной обороны Patriot, способные перехватывать российские баллистические ракеты.
Зеленский заявил, что европейские союзники Киева профинансируют большую часть этого пакета, скорее всего, через систему закупок, поддержанную НАТО. Этот механизм был создан после того, как администрация Трампа четко дала понять, что больше не будет выделять средства на оружие Украине, но готова продавать вооружение европейским партнерам, чтобы те передавали его Киеву.
Это возлагает бремя финансирования военного наращивания Украины на европейских союзников, пока они начинают собственные масштабные программы перевооружения. В то же время, по данным Кильского института мировой экономики, Европа уже опередила США, предоставив Киеву военной помощи на примерно $95 миллиардов, против $75 миллиардов Вашингтона.
Недавние обещания Германии и Норвегии предоставить в следующем году до $10 миллиардов каждая на военную и гражданскую поддержку свидетельствуют о том, что Европа, возможно, готова принять этот вызов. Такие большие суммы указывают на изменение подхода. Ранее западные партнеры предоставляли меньшие краткосрочные финансовые ассигнования, часто в ответ на насущные потребности на поле боя.
Аналитики считают, что благодаря большим финансовым пакетам, выделенным на несколько лет, Украина сможет лучше планировать долгосрочные цели по вооружению своей армии.
«Вся модель заключается в том, что мы получаем контракты, письменные соглашения, в которых отмечается, что до этого года мы получим такое количество оружия для Украины от США и европейских стран», — сказал украинский эксперт, глава Центра трансатлантического диалога Максим Скрипченко.
По его словам, Украина работает над тем, чтобы направить западные средства не только на закупку иностранного оружия, но и на развитие собственной оборонной промышленности, которая быстро расширилась во время войны, но все еще не имеет достаточного финансирования для производства в больших объемах.
Это позволило бы Украине производить ракеты такого типа, которые западные партнеры не хотели поставлять или поставляли со строгими ограничениями на использование, из-за опасений эскалации.
Компания Fire Point — производитель ракеты «Фламинго», заявила, что будет приветствовать западное финансирование для ускорения производства. Украина также разработала баллистическую ракету малой дальности «Сапсан», которая недавно была запущена в производство.
«Лучшим гарантом независимости Украины является наша собственная ракетная программа. Когда у нас будет несколько сотен баллистических ракет, способных поражать цели в Москве, это будет совсем другая игра», — добавил Скрипченко.