С начала сентября Россия запустила десятки беспилотников в воздушное пространство Европы. В ответ правительства стран НАТО временно закрывали гражданские аэропорты, поднимали в воздух истребители и даже ссылались на статью 4 устава Альянса — ту, которая предусматривает официальные консультации между союзниками.
Эти нарушения границ — самая откровенная попытка Владимира Путина показать НАТО слабым, неспособным защитить даже собственную территорию, не говоря уже об Украине. Но еще удивительнее не само провоцирование, а то, с какой уверенностью на Западе его сразу назвали победой Путина, пишет Эндрю Ривкин для The Atlantic.
Один из аналитических материалов CNN, например, утверждал, что эти инциденты якобы привели к «путанице и растерянности», что стало «выигрышем для Путина». Это — лишь очередной случай, когда российского лидера изображают победителем, несмотря на поражения на поле боя, неблагоприятные международные изменения и растущее внутреннее напряжение.
Когда Путин четверть века назад сменил больного Бориса Ельцина, он начал свое правление с почти карикатурного образа «супермена» — олицетворения силы и неуязвимости. Но вряд ли кто-то в Кремле мог представить, что именно Запад подхватит и усилит этот миф. Если ввести в Google фразы «победа Путина» или «большая победа Путина», можно найти статьи за много лет: Brexit, Сирия, победы Дональда Трампа в 2016 и 2024 годах, участие Марин Ле Пен в выборах во Франции, война между Израилем и ХАМАС. Даже избрание Владимира Зеленского в 2019 году некоторые на Западе трактовали как выигрыш Путина.
Путин — безжалостный политик, который стремится вернуть России имперское величие. Но он — слишком удобный злодей, чтобы западные политики и журналисты могли от него отказаться. Создание образа всесильного Путина придает четкую структуру мировому беспорядку. Для критиков Трампа подчеркивание силы Путина стало еще одним способом унизить американского президента. Однако это эмоционально удобное мифотворчество переходит в журналистику и политическую аналитику.
В начале моей карьеры я работал в нескольких российских пропагандистских СМИ. Там действовало неписаное правило: при любых обстоятельствах Путин не может проиграть. Многие западные комментаторы, не осознавая этого, придерживаются той же логики. Но переоценивать его силу — означает выполнять его задачу. Это значит — усиливать каждую его угрозу, принимать позу за реальность и принимать решения, опираясь не на факты, а на то, что Путин хочет, чтобы мы поверили. И хотя он действительно достиг отдельных успехов — например, аннексировал Крым — самая большая его победа заключается в убеждении мира, что он побеждает даже тогда, когда это не так.