НОВИКОВ ЛИЧНО РЕШАЛ, КТО В НАПК БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ ПО ЕРМАКУ И ТАТАРОВУ

В одном случае вопроса проверяли слишком долго, в другом признаков проверки вообще нет.

Национальное агентство по предотвращению коррупции неоднократно не выполняло своих обязанностей по мониторингу и предупреждению конфликта интересов, а его руководители Александр Новиков решил не использовать случайное автоматизированное распределение дел для верификации случаев конфликта интересов и наделил себя единоличным правом решать, кто из работников НАПК будет рассматривать дела, связаны с конфликтом интересов топ-чиновников, пишет в своей статье  «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал институции или Новикова?,» опираясь на данные Комиссии по проведению независимой оценки эффективности деятельности НАПК, Инна Ведерникова.

Комиссия отметила, что регулирование этой процедуры с помощью «рекомендаций» лишает соответствующих должностных лиц правовой определенности и может привести к злоупотреблению полномочиями со стороны НАПК».

В то же время автор указывает, что предупреждение конфликта интересов не провели по делам Татарова, Иванисова, Витренко, Лероса, Ермака и других.

Так, в истории с Татаровым аудиторы указали, что в марте 2021 года Центр противодействия коррупции обратился в НАПК по поводу возможного нарушения требований, связанных с конфликтом интересов, заместителем главы офиса президента Олегом Татаровым. В 2020-2021 годах он проходил в уголовном производстве как подозреваемый, при этом НАБУ неоднократно заявляло о попытках вмешательства в следствие. В частности, Государственное бюро расследований провело собственное досудебное расследование и изъяло материалы судебного дела, что стало решающим для передачи уголовного производства против Татарова из НАБУ в СБУ.

В то время Татаров продолжал координировать деятельность правоохранительных органов, а его конфликт интересов был разрешен только в отношении НАБУ, Генеральной прокуратуры и СБУ. Что касается других органов, в частности, ГБР, таких решений не принимали.

НАПК по запросу ЦПК заявило, что будет осуществлять мониторинг и контроль над соблюдением соответствующих требований законодательства, но ни о каких принятых решениях не сообщалось.

Как отметили в Комиссии, пересмотр полномочий Татарова в отношении других следственных органов, в частности ДБР, вообще не исследовался. НАПК также не дало никакой оценки ключевым обвинениям, изложенным в обращении, «поэтому возникает вопрос о законности и обоснованности решений НАПК во время проверки в принципе».