Новая инициатива администрации президента США Дональда Трампа по достижению мирного соглашения для завершения войны РФ против Украины набирает обороты. В воскресенье, 23 ноября, американская делегация отправляется в Женеву на встречу с представителями Украины для обсуждения мирного плана, предложенного Вашингтоном. Несмотря на распространенный скептицизм, чиновники США заявляют, что переговоры будут гибкими, а не директивой для Киева, пишет в статье для WP обозреватель Дэвид Игнатиус.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ
США разработали мирный план с учетом предложений Украины и России — Рубио
По словам американских чиновников, администрация Трампа признает, что «гарантии безопасности», которые предлагаются в рамках 28-пунктного мирного плана, «еще не являются достаточно сильными». Также Трамп может, например, повысить или отменить предложенный предел в 600 военных для украинской армии. А для усиления послевоенного сдерживания рассматривается возможность поставки Украине дальнобойных ракет Tomahawk, если будет достигнуто мирное соглашение.
«Суверенитет Украины никогда не может быть нарушен. Это открыло бы шлюзы в Европе», — сказал изданию один из ключевых чиновников.
«Мы не хотим видеть распад Украины», — объяснил он, описав это как «второе пришествие Югославии», распад которой в 1991 году положил начало десятилетию региональных конфликтов.
Критики мирного предложения Трампа утверждают, что оно вознаградит Москву за агрессию и подорвет суверенитет Украины.
Чиновник США заявил, что, вопреки некоторым сообщениям, администрация Трампа «на 100%» привержена продолжению предоставления разведывательной поддержки Украине. По словам чиновника, 28-пунктный план является «амбициозным» и открытым для переговоров.
Публичные комментарии Трампа, однако, не были столь успокаивающими. На днях президент США говорил о дедлайне на День благодарения, 27 ноября, хотя впоследствии и отрицал, что план из 28 пунктов является окончательным предложением для Украины.
«Предостережение: американские чиновники разговаривали со мной, потому что хотели убедить европейцев, украинцев и американцев, что мирное предложение Трампа не является таким пророссийским, как может показаться. Но лучше всего это оценит президент Украины Владимир Зеленский. Если он одобрит соглашение, ответственность перейдет к Москве. Если он его отклонит, война, вероятно, будет продолжаться и в следующем году, и дальше», — пишет Игнатиус.
Госсекретарь США Марко Рубио и спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф должны были вылететь в субботу, 22 ноября, в Женеву, чтобы встретиться с украинским лидером. Если он согласится на рамки переговоров, Уиткофф передаст их российскому диктатору Владимиру Путину, хотя, вероятно, не сразу.
Статья базируется на разговорах с двумя американскими чиновниками, которые говорили на условиях анонимности, а также на словах европейских чиновников и источников, ознакомленных с обсуждениями в правительстве Зеленского.
По словам чиновников, причиной этой мирной инициативы США стало ощущение того, что последние поражения на поле боя в Донецкой области и коррупционный скандал в Киеве привели Украину к переломному моменту. Тем временем Россия чувствует рост экономического давления и, возможно, предпочтет закончить войну, а не продолжать борьбу в течение двух лет, которые могут понадобиться для полного захвата Донецкой области.
Моделью для мирного толчка Трампа в отношении войны РФ против Украины является его соглашение о прекращении огня в Газе. Чиновники сравнивают нынешнюю ситуацию в Украине с возможностью, открывшейся после бомбардировки Израилем представителей ХАМАС в Катаре. Турция сыграла ключевую роль посредника с украинцами, так же как и с ХАМАС в предыдущих переговорах.
Переговоры начались почти месяц назад, когда американские чиновники начали разрабатывать новые рамки мирного плана в консультациях с россиянами, европейцами и украинцами. В минувшие выходные эта кампания набрала обороты после того, как высокопоставленный турецкий чиновник сообщил Уиткофу, что секретарь СНБО Украины Рустем Умеров готов встретиться со спецпредставителем Трампа во Флориде.
По словам американских чиновников, Умеров заявил на встрече во Флориде, что Зеленский может быть готов пойти на компромисс в важном вопросе обмена территорий в Донецкой области для мирного соглашения, чего требует Россия. Умеров также сказал, что Украина может быть готова ограничить численность своей армии до 600 000, заявили чиновники. После того, как это ограничение вызвало шквал недовольства, один из чиновников сказал, что цифра может быть увеличена или вообще исключена из плана, поскольку на самом деле это не влияет на баланс сил, который в любом случае в пользу России.
Американцы признают, что гарантии безопасности являются критически важным вопросом для принятия мирного соглашения Украиной и Европой. Россия не отступит от своей позиции по поводу европейских военных в Украине как «сил сдерживания» после прекращения огня. Но американские чиновники рассматривают возможность предоставления Украине ракет Tomahawk как альтернативу. Чиновники уверены, что Украина не применит дальнобойные ракеты превентивно против России, поскольку это будет стоить ей поддержки со стороны США и Европы.
Из-за политической нестабильности в Украине американские чиновники включили предложение о проведении выборов в течение 100 дней после подписания соглашения, что будет означать его публичное «ратифицирование или отклонение». Они также добавили пункт о «полной амнистии за действия во время войны» по просьбе Украины, чтобы заверить Зеленского и членов его правительства, что те не будут привлечены к ответственности, если нынешний коррупционный скандал расширится.
Проект соглашения призывает Украину вывести свои войска с примерно 25% территории Донецкой области, которую она сейчас контролирует, что соответствует ключевому требованию России. Чтобы заверить Киев в том, что страна будет в безопасности за линией прекращения огня, проект соглашения США предусматривает, что эта зона вывода войск будет демилитаризована. Кроме того, США и их союзники помогут Украине построить «стену безопасности» вдоль линии прекращения огня, используя передовые технологии, добавил американский чиновник.
Первой реакцией Зеленского на новую мирную инициативу было предложить вместо этого прекращение огня по объектам энергетической инфраструктуры. Американские чиновники предположили, что Москва может согласиться, поскольку РФ уже нанесла серьезный вред украинской энергосистеме. Но россияне назвали такой подход «бесперспективным».
Зеленский сейчас стоит перед самым болезненным выбором за все время своего президентства. Если он согласится отдать Донецкую область, некоторые украинцы никогда ему этого не простят. Если же откажется — война будет продолжаться. Зеленский, возможно, никогда не сталкивался с более болезненным моментом, отмечает Игнатиус.






