МИР ПОСЛЕ ПОБЕДЫ УКРАИНЫ: НА КАКИХ ИГРОКОВ НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Россия проигрывает войну, какую бы пропаганду ни посылала. Лоялисты-империалисты верят в победу, хотя не обращать внимания на приближающуюся катастрофу могут только в Москве и Петербурге, откуда на войну практически не идут, от этого только поправляются. Потерпев военное поражение в прошлом году и продолжая нести большие потери на востоке Украины в этом году, Россия активизировала свои гибридные инструменты. Это и протесты против правительства Молдовы, и резкое увеличение количества выступлений пророссийских «консервов» на Западе, и угрожающие заявления со стороны Северной Кореи, и дипломатия в квадрате Россия-Беларусь-Иран-Китай. У России есть ресурсы для продолжения войны, и эту опасность необходимо остановить.

Анализ информационного поля в стане самодержавия показывает прекрасную синхронизацию основных сообщений. Их можно охарактеризовать так: «враги окружили, спровоцировали, оказали экономическое давление, перешли красные линии и дальше будет только хуже». Путин все время об этом говорит, Лукашенко подпевает как вторая скрипка, недавно к ним присоединились Ким Чен Ын и Си Цзиньпин, переизбранные на третий срок. Понятно, кто враги — США и Запад, из которых каждый понимает свое, а красными линиями — военные маневры, поставки вооружений, экономические санкции и формирование союзов — «групп дружбы» друг против друга. То есть регулярные проходы флотилий российских и китайских кораблей у берегов Японии, 89 испытаний Северной Кореей различных типов ракет в прошлом году, учения на оккупированных северных территориях — это нормально, а совместные маневры США и Япония в нейтральных водах и программа перевооружения японских сил самообороны — «красные линии».

То, что происходит, вполне предсказуемо. С окончанием ковида и выходом войны в 2023 мир возродился. На карту поставлен новый мировой порядок, любой путь к которому ведет через прекращение войны России против Украины и послевоенное обустройство как системы международной безопасности, так и новой модели экономических отношений с учетом растущих амбиций Индия, обострение проблем в Китае, ожидаемое возвращение на большую арену в Японии, укрепление единства в Европе и все более громкие голоса в Азии и Африке. Каждый идет к цели своим путем, и крайне важно понимать истинные причины происходящего.

Начнем с самого главного — Китая.

Си Цзиньпин не только в третий раз становится лидером Китая. Он полностью укрепил власть, подчинил правительство партийным структурам и сформировал высший эшелон органов управления из лично преданных людей. Китай неожиданно проявил необыкновенную гибкость и «примирил» Иран и Саудовскую Аравию после нескольких лет переговоров, в которых Пекин не имел никакого отношения, а также принял с визитом руководителей Ирана и Белоруссии, после чего они еще больше сдружились друг с другом. Перед этим Ван И посетил Москву, и был объявлен «мирный план» по прекращению войны России против Украины. Говорят, что готовится визит Си Цзиньпина в Кремль и после этого телефонный разговор с Президентом Украины.

Среди китайских экспертов бытует мнение, что Китай не поступится интересами России (поскольку между Си Цзиньпином и Путиным существует сильная личная связь), но Китай также не хочет терять связи с Украиной и готов рассмотреть вопрос об оказании помощи и даже участвовать в восстановлении, как только мир будет восстановлен. Китай действительно хочет быть миротворцем. Вопрос в том, какой путь достижения цели он выберет.

Но это не повод для крайней тревоги. В прошлом году товарооборот между Китаем и Россией вырос на 34,3%, до рекордных 190 миллиардов долларов. Китай принял решение увеличить расходы на оборону на 7,2% (до $224 млрд) в 2023 году при прогнозируемом росте на 5,3% (что для Китая мало, особенно с учетом неудавшегося роста на 3% в прошлом году). Новоназначенный министр иностранных дел Китая на своей первой пресс-конференции приравнял поставки (возможных) китайских вооружений в Россию к поставкам американских вооружений на Тайвань, а генерал Ли Шанфу, который с 2018 года находится под санкциями США за сотрудничество с российскими Федерации, стал министром обороны Китая. Именно он отвечал за закупку у РФ Су-35 и С-400 для Народно-освободительной армии КНР.

В довершение всего Си Цзиньпин лично обрушился с критикой на США и обвинил Вашингтон в экономических проблемах Китая, которые, по их словам, возникли не из-за кризиса на рынке недвижимости, и не из-за того, что КПК взяла на себя обязательство управлять экономикой и несколько флагманские компании фактически были экспроприированы по политическим мотивам, но из-за давления со стороны Вашингтона.

На недавнем съезде, обращаясь к представителям частного бизнеса, Си Цзиньпин сказал: «В следующий период риски и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, будут только возрастать и становиться более сложными. Только когда все будут думать как один и работать как один, мы продолжим побеждать в новых битвах», — цитирует лидера Китая агентство Синьхуа. — Мы в одной лодке. Знакомая риторика? Однако на фоне беспрецедентно низких цен на огромные поставки российских энергоносителей в Китай и рекордных объемов торговли с США и ЕС в прошлом году все это звучит не очень убедительно. Довольно странно не вспомнить, что экономика современного Китая возникла в результате реформ Дэн Сяопина, опиравшегося на политическую поддержку и инвестиции США и Японии. Теперь, по данным ЦРУ, Си Цзиньпин приказал НОАК быть готовым к вторжению на Тайвань в 2027 году (к столетию НОАК), а американо-китайская горячая линия, как показал инцидент с китайским метеозондом, перестала работать.

На самом деле в китайской экономике накопились системные проблемы, которые ждут системного решения. Одним из них является убыль населения, которая проявилась ранее, но официально была признана только в январе этого года. Прогнозы быстрого роста до 2049 года, когда ВВП на душу населения в Китае должен был составить почти три четверти ВВП США, не только угрожают, но и нереалистичны.

Дело в том, что рост молодого населения всегда был источником роста и динамизма в развитии китайской экономики. Старение населения в сочетании с чрезвычайно низкой рождаемостью замедляет рост, как это имеет место в Японии и других развитых странах. Инвестиции в искусственный интеллект и робототехнику не спасают ситуацию, поскольку инновации создаются людьми, которые являются их потребителями. Внутренний рынок развивается за счет молодежи, нуждающейся в собственном жилье, бытовых товарах, услугах, работе. Конечно, экономическое ослабление Китая будет происходить постепенно, но оно неизбежно, как и в других развитых странах, где нет такого источника устранения демографической проблемы, как привлечение молодой иностранной рабочей силы. А социальная структура китайского общества не приспособлена для принятия такого «лекарства».

перекладывание вины за ухудшение экономической ситуации на США очень похоже на риторику Москвы, и это крайне опасная тенденция. Использование образа внешнего врага во внутренней политике ведет к морально-политической деградации, в худшем случае к войне. Россия не первая страна, пытающаяся решить свои внутренние проблемы за счет внешней агрессии, сильно замешанной на кавернозном национализме. Важно, чтобы он был последним. Ведь был зафиксирован очередной случай «копипаста» из кремлевских методичек, когда в официальном комментарии китайских представителей по поводу «мира» между Ираном и Саудовской Аравией говорилось, что «судьба Ближнего Востока должна быть в руках народ Ближнего Востока». При этом на сопроводительном фото Ван И держал за руки министров иностранных дел двух давно враждующих государств. Любопытно, чьи другие руки он соединит крепким дружеским рукопожатием?

Важно также понять, почему ряд западных «экспертов» вдруг заговорили о необходимости переговоров: мол, так всякая война заканчивается. Путин активизировал и без того высокий уровень — аналитиков известных американских исследовательских центров, профессоров ряда ведущих университетов, политиков, популярных блогеров и соцсетей. Среднестатистический посыл недобросовестным американцам и европейцам примерно такой: Нас нечего пугать, что аннексия украинских территорий приведет к эффекту домино — ведь Крым был аннексирован еще в 2014 году и ничего не последовало; У США много своих проблем, и не на что тратить деньги и втягивать американцев в чужую войну; Путина победить невозможно, он играет долго и имеет для этого ресурсы, поэтому соглашайтесь на компромисс. Мелкие выпады в адрес Украины, обвинения в процветающей коррупции и торговле оружием с Западом даже не в счет.

К счастью, своевременная реакция на такую ​​ерунду и беспрецедентная прозрачность контроля над поставленным вооружением могут снять часть проблем. Однако борьба за сохранение украинской позиции – никаких переговоров с сумасшедшим диктатором и агрессором до освобождения всех оккупированных территорий – идет полным ходом. Сравнение 2014 и 2022 годов может быть некорректным ни в каком контексте, но в пропагандистских целях проведение аналогий — вполне сносный инструмент. Некоторые гуру из известных университетов даже сравнивают нынешнюю ситуацию на фронте с Первой мировой войной. Такое сравнение в принципе хромает на обе ноги, но может быть воспринято частью населения, не знающей истории.

Чрезвычайно важно, что в современной геополитической игре появился новый игрок — Индия. Его влияние пока не очень заметно, но это состояние временное. По мнению ведущих экономистов, в среднесрочной перспективе Индия станет одной из важнейших стран мира. Население Индии уже обогнало население Китая, а ее ВВП на душу населения составляет лишь четверть китайского, потенциал Индии огромен, даже несмотря на известные проблемы индийского общества. Военное и геополитическое положение Индии в Азии вполне может составить конкуренцию не только Китаю, но и США.

На это есть несколько причин. Во-первых, это демократия, а во-вторых, практически неиссякаемый рынок. В-третьих, это государство, имеющее инфраструктуру, отлаженную финансовую систему, квалифицированную рабочую силу и один из крупнейших секторов ИТ. Экономическая модель Индии еще не совершенна, она зависит от череды «национальных хозяев» олигархического типа, но это, по мнению экспертов, поправимо. Для государств Юго-Восточной Азии, оказавшихся на арене битвы между США и Китаем, Индия может стать третьим выбором, если Дели сможет реализовать свой потенциал не только экономического характера, но и обеспечения безопасности. На Филиппины уже поставлены индийские противокорабельные комплексы, ведутся переговоры о поставке оружия с Индонезией, Вьетнамом, Малайзией, Таиландом и Мьянмой. Вскоре состоятся военно-морские учения Индия-АСЕАН, будет укрепляться диалог QUAD, а также партнерские отношения с Японией и Францией. У Китая, сосредоточившего все свое внимание на противодействии США и Западу не без поддержки России, вскоре может появиться соперник в регионе, с которым он не сможет справиться. В следующем году, кстати, будут выборы не только на Тайване, в России, Украине и США, но и в Индии. Ожидается, что нынешний премьер-министр останется на своем посту, а это означает, что Индия продолжит свой путь осторожного превращения в региональную сверхдержаву.

Мы победим, но к долгому миру надо готовиться не менее тщательно, чем к долгой войне. Нам есть что предложить поддержавшим нас партнерам, чтобы занять свое безоговорочное место в «рейтинге». Важно понимать свои сильные стороны, верить в себя и иметь четкий план преодоления препятствий.