Андрей Длигач
Примеры коррупции, запечатленные на «пленках Миндича», — не случайный сбой, а предсказуемый результат конструкции государственного устройства в Украине. Мы не преодолеем эту проблему только эмоциями или отдельными «посадками», пока не создадим такие правила, при которых выгодно быть честным и рискованно быть «своим».
Украинская коррупция — это следствие системы, в которой регуляторы стали частью игры, а контракты — инструментом теневых договоренностей. Анализ показывает, что коррупция основана на четырех ключевых системных провалах.
Четыре причины
Украинская коррупция является типичным «учебным кейсом», основанным на четырех системных провалах, которые были подробно исследованы и описаны мировой экономической наукой, в частности лауреатами Нобелевской премии по экономике.
Все это результат провального дизайна стимулов в публичных процедурах, когда система вознаграждает хитрость, а не честность. Украинскую коррупционную систему цементируют следующие институциональные и контрактные пробелы.
- Экстрактивные институты: рента права и «ручные» решения
Лауреаты Нобелевской премии по экономике 2024 года Дарон Аджемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон доказали: если политические и экономические институты позволяют узким группам монополизировать власть и ренту, страна «застревает» в бедности и коррупции.
В Украине это проявляется в значительной свободе действий при принятии решений госпредприятий, особенно в энергетике, и слабых инструментах сдержек и противовесов. Решающим фактором является распределение власти, независимость судов и подотчетность государства гражданам.
- Заблокированная конкуренция и инновации: отсутствие «творческого разрушения»
Лауреаты «Нобелевки» 2025 года Джоэл Мокир, Филипп Агион и Питер Говитт доказали, что устойчивый экономический рост держится на инновациях и конкуренции. Если же не хватает «творческого разрушения» — процесса, в котором новые эффективные игроки вытесняют старые неконкурентоспособные структуры, то старые группы влияния берут под контроль регуляторов.






