Сегодня лишение Бюро экономической безопасности возможности начинать уголовные дела — это посягательство на институциональную способность БЭБ. И хотя сама идея навести порядок с внесением подследственности неплохая, но все органы должны быть равны в этом вопросе, заявил во второй части интервью ZN.UA директор БЭБ Александр Цивинский, с которым поговорили Юлия Самаева и Инна Ведерникова.
Речь идет о поправке к законопроекту №12439, которую 27 августа в закрытом режиме поддержал комитет по вопросам правоохранительной деятельности Верховной Рады под председательством Сергея Ионушаса. Из-за нее у БЭБ хотят забрать и отдать прокуратуре возможность начинать уголовные дела, совершенные должностными лицами субъектов хозяйствования. Также поправка позволяет вносить такие сведения в Единый реестр досудебных расследований только руководителю органа прокуратуры. По сути это заблокирует работу Бюро экономической безопасности.
«В текущей версии это действительно лишение БЭБ возможностей, которые у него сейчас есть. При этом у других органов они остаются, а у БЭБ их заберут. Впрочем, подход должен быть одинаковым для всех, а не выборочный. Поэтому, конечно, хотелось бы, чтобы это было корректно. Однако проблема с подследственностью существует, сейчас есть уникальный шанс ее решить. Еще до моего назначения были факты не только в БЭБ, но и в других органах, когда регистрировались производства непонятно как и для чего. Проводились массовые обыски, вызовы, бизнес был возмущен, что вместо расследований осуществлялись какие-то «другие мероприятия». Сейчас это реакция на те возмущения бизнеса», — отметил Цивинский.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Если БЭБ выявит правонарушение, мне все равно, кто его совершил, преференций ни для кого не будет — Цивинский
В то же время он убежден, что после того, как полгода проходил конкурс с участием международных партнеров, был избран новый руководитель и принято решение перезагрузить БЭБ, то нужно дать Бюро время проявить себя. По мнению Цивинского, это может быть год — до первого аудита работы. И если через этот год регистрация подследственности будет оставаться непонятной, тогда уже можно говорить о дискреции для БЭБ.
«Сейчас же считаю, что мы все должны быть равными. Если другие органы могут вносить свою подследственность, то почему БЭБ не может? Однако сама идея навести порядок во внесении достаточно неплохая. По опыту работы в НАБУ говорю: когда другие органы вносили статьи, подследственные НАБУ, и расследовали их, потом проблемы с доказательной базой возникали хронически», — отметил Цивинский.
Первую часть интервью читайте по ссылке.