Алексей Ижак
В конце октября 2025 года Дональд Трамп во время короткого выступления во Флориде заявил, что Соединенные Штаты должны восстановить ядерные испытания, если другие страны не соблюдают правила. В нескольких публикациях в социальных сетях он повторил этот тезис, подчеркнув, что Америку не должны связывать соглашения, которых не выполняют Китай и Россия.
Формулировка была максимально размытой — без уточнения, речь идет о подземных взрывных испытаниях, подкритичных экспериментах или же о расширении программы моделирования. Спикер министерства энергетики США — ведомства, которое руководит национальной сетью ядерных лабораторий, подчеркнула, что никаких планов вернуться к подземным взрывам нет (другие виды взрывов, кроме подземных, универсально запрещены с 1960-х годов). Она отметила, что речь идет только о проверках в рамках закона 1992 года, который запрещает физические ядерные взрывы. В Госдепартаменте напомнили, что США остаются преданными мораторию и призывают все ядерные государства его сохранять.
США провели испытания модернизированной ракеты Minuteman III
По сообщениям американских медиа, администрация Дональда Трампа первого срока в 2020 году обсуждала опцию возвращения к подземным ядерным испытаниям из-за возможного нарушения моратория со стороны Китая и РФ. Тогда речь шла о том, что при некоторых дополнительных усилиях потенциального нарушителя международная система мониторинга ядерных взрывов может не обнаружить испытание слишком малой мощности, скажем, меньше одной килотонны, и якобы у США была информация, что Китай и РФ могут проводить такие испытания. История ничем не закончилась.
Несколько раз в последние годы РФ заявляла и имитировала подготовку к восстановлению ядерных испытаний на полярном полигоне на Новой Земле (самолет Шойгу даже облетал этот полигон, и российские медиа устроили из этого шоу). Россия ссылалась на якобы подготовку к ядерным испытаниям со стороны США. Возможно, в Кремле с опозданием читали перевод инсайдов американских медиа или реагировали на другие сигналы; это не имело конкретных последствий.
Теперь Дональд Трамп уже публично, а не через инсайды в медиа, сказал, что США должны вернуться к ядерным испытаниям в ответ на нарушение со стороны Китая и РФ. Возможно, он сам только сейчас прочитал инсайды о своей администрации первого срока и решил применить изложенные там политические ходы. Но даже если так, это сигнал, но о чем именно? Наверное, можно утверждать, что в американском исполнении такие заявления отличаются от российских: они больше опираются на политику, а не на ядерную мифологию или демонстративные жесты. Выяснив, о чем сигнал, можно лучше понять, кому он направлен.
Испытать с результатом
Американская ядерная триада постоянно проходит плановые проверки, когда средства доставки испытывают в определенных комбинациях с макетами ядерных боеголовок. США это делают не реже, чем РФ, но обычно без направленного медийного шума и с другими целями. Российские демонстрации показывают, что у Путина все еще есть какая-то ядерная дубинка.
Американские тесты проверяют готовность старых систем и оценивают решение в отношении новых систем. С 17 по 21 сентября была проведена серия удачных пусков баллистических ракет межконтинентальной дальности Trident II с борта подводной лодки класса «Огайо». В сентябре на испытание прибыл второй летный образец стратегического бомбардировщика B-21. В июне 2025 года были продемонстрированы изображения новой крылатой ракеты большой дальности в ядерном оснащении — AGM-181. Даже предыдущая версия B-21 якобы смогла без препятствий отбомбить по ядерной инфраструктуре Ирана, у которого как члена ШОС были некие китайские гарантии. 21 мая США провели запуски МБР Minuteman III по полигону на Маршалловых Островах в Тихом океане. На ноябрь запланированы аналогичные испытания. Это традиционные траектории для соответствующих полигонов. Однако технически эти пуски выглядят как запуск в сторону Китая, и в таких случаях в Пекине, вероятно, должен срабатывать протокол готовности к угрозе.






