ИЗРАИЛЬ И САУДОВСКАЯ АРАВИЯ ГОТОВЯТ СЕНСАЦИЮ. КРЕМЛЬ БУДЕТ НЕДОВОЛЕН

Вячеслав Лихачев Вячеслав Лихачев

Иногда трибуна Генеральной Ассамблеи ООН используется не для нападок и конфронтации, а для объявления улучшений. С сенсационным заявлением 22 сентября выступил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху: «Мы находимся на пороге драматического прорыва – исторического мира между Израилем и Саудовской Аравией». Он выразил уверенность, что будущий договор в целом положит конец арабо-израильскому конфликту.

Двумя днями ранее наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман заявил телеканалу Fox, что сделки «становятся ближе с каждым днем», и добавил: «Похоже, что это первый раз, когда это действительно серьезно». Если это так, то, конечно, на наших глазах в регионе происходит тектонический геополитический сдвиг.

Действительно, хотя у Израиля и Саудовской Аравии нет дипломатических отношений, сотрудничество в ряде областей, от бизнеса до безопасности, уже давно является секретом полишинеля. Рациональные факторы, как экономические, так и геополитические, объективно способствуют сближению двух региональных тяжеловесов. Одним из наиболее эффективных факторов, объективно способствующих сотрудничеству, несомненно, является угроза со стороны Ирана. Но совпадение интересов двух стран не ограничивается наличием общего врага.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ США ввели безвизовый режим с Израилем – что это значит

Три года назад Саудовская Аравия осталась в стороне от Соглашения Авраама, в рамках которого при активном американском посредничестве были нормализованы отношения Израиля с Объединенными Арабскими Эмиратами, Бахрейном, Марокко и в некоторой степени с Суданом. Дело в том, что, несмотря на объективные факторы, правители Эр-Рияда вынуждены учитывать свою символическую роль хранителей святынь ислама и в то же время защитников и защитников всех мусульман и арабов. Это вынуждает Саудовскую Аравию вести переговоры с Израилем по любому соглашению о «справедливом решении» палестинского вопроса.

А палестино-израильские отношения в последние годы демонстрируют лишь негативную динамику, что не может не вызывать пессимизма относительно перспектив судьбоносных решений в регионе в целом. Под давлением радикальных группировок формальное руководство Палестинской национальной администрации рискует вообще потерять власть после любого шага, который «улица» воспримет как уступку Израилю.

Однако, за исключением палестинских экстремистов и их покровителей в Москве и Тегеране, основные региональные и глобальные игроки заинтересованы в достижении саудовско-израильского соглашения.

Биньямин Нетаньяху переживает очень сложный политический кризис в истории Израиля последних десятилетий. Выступая с международной прорывной инициативой, он явно пытается укрепить свои позиции на внутриполитической арене. Когда-то в предвыборной кампании ведущей партии «Ликуд» они эксплуатировали идею о том, что Биньямин Нетаньяху принадлежит к «другой лиге» политики, чем все его оппоненты. На больших плакатах было изображено, как он пожимал руки ведущим мировым лидерам. Сейчас израильский премьер явно пытается вернуться к этому комфортному для него имиджу.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Советник Байдена по Ближнему Востоку прибыл в Саудовскую Аравию, чтобы обсудить нормализацию отношений с Израилем

На данный момент ему удалось сломить сопротивление оппозиции в стране и провести политические реформы. Но он вряд ли будет удовлетворен перспективой остаться в истории Государства Израиль как лидер, разделивший нацию. После триумфального достижения мира с арабским миром можно будет задуматься о завершении его политической карьеры, при условии, конечно, заключения приемлемого соглашения со следствием по уголовным делам о злоупотреблении властью.

Очевидно, что в столь значимом достижении еще больше заинтересован президент США Джо Байден, который явно играет активную посредническую роль в переговорах. Безусловный внешнеполитический успех был бы для него очень полезен. Вклад в глобальную безопасность и стабильность, который перевешивает даже Авраамские соглашения, достигнутый при значительном участии Дональда Трампа, может стать значительным личным достижением для Джо Байдена. Конечно, лучшим вариантом для него было бы достижение конкретных результатов в ближайшее время, буквально в ближайшие полгода.

Наследный принц Мухаммед бин Салман никуда не торопится. У него также нет особых причин оказывать личные благосклонности нынешнему президенту США, который, в отличие от своего предшественника, отказался закрывать глаза на убийство оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги. Но нормализация отношений с Израилем не только своевременна, но и логично вписывается в контекст всей внешней политики Саудовской Аравии. В последнее время королевство безуспешно пытается подавить региональные разногласия, в которые оно так или иначе вовлечено. В этом контексте можно вспомнить восстановление отношений с Ираном и Сирией, деэскалацию конфликта в Йемене, а чуть ранее – примирение с Катаром.