Еврокомиссия разрабатывает механизм использования почти 200 миллиардов евро замороженных российских активов для восстановления Украины после завершения войны. Брюссель проверяет готовность стран ЕС перевести активы в «более рискованные инвестиции», которые могли бы принести больше прибыли Украине и усилить давление на Россию, которая отказывается прекратить боевые действия, сообщает Politico, ссылаясь на слова чиновников.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Премьер-министр Бельгии предостерегает от изъятия российских активов из Euroclear — The Guardian
Сторонники этой идеи также рассматривают такую схему как шаг к потенциальному «захвату активов» и передаче их Украине — потенциальное наказание России за отказ выплатить послевоенную компенсацию.
Важно, что этот вариант не предусматривает немедленной конфискации активов, против которой выступает большинство стран ЕС по финансовым и юридическим соображениям.
Переговоры достигнут кульминации в субботу, 30 августа, когда 27 министров иностранных дел стран ЕС впервые обсудят этот вариант во время неформальной встречи в Копенгагене, Дания. Во время обсуждения министры должны рассмотреть «дальнейшие варианты использования доходов от замороженных суверенных активов России», согласно подготовительной записке.
«Мы слышим, что собрать деньги [из национальных бюджетов или бюджета ЕС] становится все сложнее. [Но] у нас есть эти активы, и логичный вопрос заключается в том, как мы можем их использовать и почему не используем», — сказала заместитель министра иностранных дел Эстонии по юридическим и консульским вопросам Керли Вески.
Лагерь сторонников идеи конфискации
Балтийские страны, граничащие с Россией, и несколько других стран уже давно давят на ЕС, призывая конфисковать все активы. В Еврокомиссии эту идею продвигают комиссар по вопросам экономики Валдис Домбровскис и главный дипломат ЕС Кая Каллас.
Но такой вариант продолжает встречать сопротивление со стороны западноевропейских стран, в частности Германии, Италии и Бельгии. Последняя особенно уязвима к юридическим и финансовым рискам, поскольку там расположено финансовое учреждение Euroclear, которое хранит большую часть российских активов.
В качестве компромисса, страны G7 в 2024 году договорились перечислить Украине в целом 45 млрд евро доходов, полученных от инвестирования активов, не касаясь при этом самих активов.
Однако, доля ЕС в размере 18 млрд евро будет полностью выплачена до конца года, что побуждает искать дополнительные источники доходов в короткий срок.
Как временное решение, юристы ЕК рассматривают возможность перевода активов в «специальный целевой фонд», поддержанный рядом стран ЕС и, возможно, других государств.
Чиновники сравнили потенциальный новый фонд с Европейским стабилизационным механизмом (ESM) — фондом для помощи странам, который поддерживается членами еврозоны и создан вне договоров ЕС.
Потенциальный фонд для Украины также будет открыт для стран G7, включая Великобританию и Канаду, которые поддерживают конфискацию активов, заявил чиновник ЕС, хотя детали еще прорабатываются.
В общем, эта новая структура предоставила бы ЕС больший контроль над передачей активов Украине в нужный момент.
По действующим правилам, одна страна может фактически вернуть активы Москве, наложив вето на продление санкций, которое выносится на голосование каждые шесть месяцев. Пророссийское и протрамповское правительство Венгрии считается наиболее вероятным «претендентом» на такой шаг.
Передача средств новому органу, функционирование которого, вероятно, не потребует единогласия, позволит избежать угрозы блокировки со стороны Венгрии.
Покупай дешево, продавай дорого
Перевод активов в новый фонд также позволил бы разместить их в более рискованных инвестициях, способных принести Украине более высокие доходы.
Это было бы изменением к действующим правилам, которые обязывают Euroclear инвестировать активы в бельгийский центральный банк, который предлагает самую низкую безрисковую ставку доходности.
Скептики, среди которых генеральный директор Euroclear Валери Урбен, опасаются, что налогоплательщики ЕС будут вынуждены нести основное бремя любых убытков, которые рискуют возникнуть в результате более рискованных операций.
Чтобы разделить юридическую и финансовую нагрузку, Бельгия хочет, чтобы другие страны ЕС взяли на себя ответственность за активы в соответствии с предложенным ЕК планом.
Бельгийское правительство недавно начало «теплее» относиться к плану Еврокомиссии, а страны, расположенные дальше от России, такие как Испания, также поддерживают эту идею.
Поскольку Украину в 2026 году ждет дефицит бюджета, страны ЕС ищут новые идеи для продолжения финансирования Киева в условиях ограниченных внутренних бюджетов и отсутствия возможности выпуска общеевропейского долга.
Несмотря на экономические трудности, Европа сталкивается с усиленным давлением для активизации действий на фоне дистанцирования США от финансирования Украины и неудачных попыток американского президента Дональда Трампа достичь мирного соглашения.