В течение 2022 года бюджет РФ получил налоги от европейских фармкомпаний, сумма которых эквивалентна стоимости 320 ракет Х-22. Этих средств хватит, чтобы государство-террорист РФ могло осуществить десятки атак на объекты критической инфраструктуры, как произошедшая 29 марта.
Как сообщает РБК-Украина, речь идет о четырех компаниях: KRKA (Словения), Servier (Франция), Берлин-Хеми (Германия), а также венгерская Gedeon Richter.
Ни одна из этих фармкомпаний не вышла с российского рынка, и все они продолжают работать в Украине.
«Атаку, в результате которой Россия 29 марта повредила энергетические объекты в шести областях Украины, по сути, оплатили европейские фармацевтические компании, которые до сих пор работают и на украинском рынке, и на рынке РФ. За их деньги Россия может осуществить еще несколько десятков таких атак, как сегодня. Как такое возможно, и почему украинское Министерство здравоохранения ничего с этим не делает?», – пишет издание.
Отмечается, что в начале российского полномасштабного вторжения министр здравоохранения Украины Виктор Ляшко обратился к международным фармкомпаниям с призывом не вести бизнес с РФ. Впрочем, сам МОЗ против компаний, не вышедших с российского рынка, не применял существующий правовой механизм.
«Непоследовательность министра Ляшко наиболее четко проявилась в кейсе из «Сервье». В начале широкомасштабного вторжения министр говорил фармацевтическим компаниям, что не может быть никаких тайных сговоров с военными преступниками. Но уже в мае 2023 года Ляшко подписал с фондом «Меценат Сервье» Меморандум о взаимопонимании. Компания, которая зарабатывает в РФ и платит там налоги, обещала вложиться в амбулаторию в Чернигове и медцентр в Броварах», – вспоминают журналисты.
В июне 2022 вступили в силу изменения в закон Украины «О лекарственных средствах», которые позволили ограничивать оборот лекарств, производство которых расположено на территории РФ или Беларуси. Отменить госрегистрацию также разрешено, если заявитель или его представитель прямо или косвенно связан с РФ. В Минздраве также прописали критерии того, какие лекарственные средства не могут быть запрещены, чтобы украинцы имели доступ к жизненно необходимым препаратам. Например, это лекарство, имеющее меньше двух аналогов, биологические и иммунобиологические; для редких заболеваний; ВИЧ/СПИД и т.д. Однако почти за 2 года ограничение на обращение лекарственных средств, связанных с РФ, было применено только против венгерской компании «Гедеон Рихтер». На остальные компании-спонсоры войны — МОЗ во главе с Ляшко «закрывают глаза».