Национальное агентство по предотвращению коррупции с 2020 года активно работало над созданием Государственной антикоррупционной стратегии, однако полностью остановило работу над разработкой программы развития собственного органа и контроля его процессов, пишет в своем материале «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал института или Новикова?» редактор отдела политики Инна Ведерникова.
За последние несколько лет НАПК под руководством Александра Новикова выполняло свои непосредственные внешние функции – проверки деклараций и образа жизни чиновников всех уровней, а также всестороннюю организацию системы предотвращения коррупции в органах государственной власти. При этом команде еще и пришлось противостоять нескольким посягательствам со стороны органов государственной власти на антикоррупционную деятельность.
Так, в октябре 2020 года Конституционный суд отменил ряд полномочий НАПК, в частности финансового контроля над активами и интересами государственных служащих, что подорвало правовую базу в сфере борьбы с коррупцией и повлекло закрытие многочисленных уголовных и административных производств в отношении вероятных коррупционеров.
В том числе благодаря жесткой позиции НАПК и давлению общественности, уголовную ответственность за недостоверное декларирование парламент вернул менее чем за два месяца. Хотя и не в полном объеме.