Анатолий Щербак
Дискуссия между розничными сетями и производителями находится в самом разгаре: розничные сети убеждены, что саморегулирование — единственно верный вариант, а производители требуют законодательных ограничений розничной торговли, что не всегда относится к добросовестной практике. Сегодня расчет в течение 30 дней возможен только по ограниченному перечню основных товаров, по другим товарам расчет приходится ждать буквально месяцами, розничная задолженность перед производителями стабильно колеблется в районе 3-4 млрд грн. И проблема не год и не два, щас все острее ощущается.
Еще в 2015 году Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) оштрафовал 15 сетей магазинов за то, что договоры, заключенные сетями с поставщиками, носили различный характер. Они предоставили длительные сроки оплаты поставленной продукции, десятки дополнительных услуг без обоснования затрат и переложили все коммерческие риски на поставщика. Однако большинство ответчиков обжаловали решение Антимонопольного комитета Украины в судах, добившись его отмены. Дело в том, что сроки взаиморасчетов, условия оказания платных услуг не регулируются действующим законодательством Украины. Ход этого расследования и решение Антимонопольного комитета Украины подробно рассматривал ZN.UA.
Этот пример иллюстрирует ограниченные возможности использования закона об экономической конкуренции для борьбы со злоупотреблениями со стороны сетевых магазинов. Ведь АМКУ должен провести расследование каждого случая и доказать, что действия сетей нарушают такое законодательство. Расследование вышеуказанного дела длилось два года и касалось только Киева, хотя аналогичные нарушения были допущены во всех регионах. Сегодня они разрешены, инструменты АМКУ не изменились, только экономическая ситуация сейчас принципиально иная, и от того, насколько быстро производитель получит деньги от дистрибьютора, теперь буквально зависит выживание бизнеса.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Когда вернут в Украину магазины Zara, Bershka и H&M: крупный ритейлер остался доволен покупателями
Как в ЕС?
Уровень концентрации розничной торговли в развитых странах даже выше, чем в Украине (в Великобритании — 56%, во Франции — 58 против наших 50%). Поставщики часто не имеют альтернативных каналов сбыта и вынуждены соглашаться на невыгодные условия сотрудничества с сетями. Они, как и их украинские коллеги, также жалуются на необоснованное снижение закупочных цен, внезапное расторжение договоров или одностороннее изменение их условий, задержки платежей за товар, принуждение к участию в акциях и так далее
В документах ЕС такие действия характеризуются как недобросовестная торговая практика, когда условия сотрудничества в одностороннем порядке навязываются одним торговым партнером другому. В пищевой цепочке они настоящая головная боль. Конечно, эти практики не чужды и предприятиям пищевой промышленности, но наиболее активно они используются розничными сетями. Это отрицательно сказывалось на конкурентоспособности производителей и, следовательно, требовало вмешательства государства.
17 апреля 2019 года Европейский парламент и Европейский совет приняли Директиву 2019/633 о недобросовестной торговой практике между компаниями в цепочке поставок сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. Он защищает слабых поставщиков от сильных покупателей и распространяется на всех поставщиков сельскохозяйственной и пищевой продукции с оборотом до 350 миллионов евро. ЕС запретил 16 недобросовестных практик. При этом директива различает «черную» и «серую» практики: первая безоговорочно запрещена, вторая может быть разрешена на основе четкой договоренности.