Артем Куюн
Говорить о пробуксовке мирового энергетического перехода до сих пор непопулярно, хотя контуры процесса были заметны давно. По состоянию на сейчас уже можно констатировать: красивый план, разработанный в глубоко мирные времена, далек от выполнения как никогда. Не готовы частные бизнесы и государственная инфраструктура, не подготовлены потребители, проявились серьезные геополитические риски активного отказа от ископаемого топлива. Серьезно трясет и автомобильную индустрию, на которую приходится потребление 27% энергии Европы. Новые вызовы требуют от автопроизводителей и правительств разных стран быстрой адаптации. К которой следует присмотреться и Украине, планируя свое будущее.
С приходом к власти Дональда Drill, baby, drill Трампа зеленые технологии начали терять популярность в США. Как и остальные взгляды американского лидера, торможение зеленых инициатив носило сугубо прагматический характер. Частично мотивы и масштабы процесса раскрывает интересная статья Шарон Терлеп и Стивена Уилмота в The Wall Street Journal, которая называется «Мир тормозит переход на электромобили вслед за США». Если коротко, то буквально за последние два месяца происходит следующее:
- США в сентябре отменили налоговую скидку на покупку новых (до 7500 долл.) и бэушных (до 4000 долл.) электромобилей (EV);
- Канада отменяет программу по ускоренному переходу на электромобили (до 2026 года 20% новых автомобилей должны были быть электрическими, до 2030-го — 60, до 2035 года — 100%);
- Япония делает ставку на гибриды;
- ЕС инициирует скорейшие консультации по смягчению графика выполнения экологических норм;
- GM провалила план продаж EV, убытки — 1,6 млрд долл.;
- Volkswagen намерена закрыть шесть заводов в Европе, без работы могут остаться 35 тысяч человек.
Пересмотр темпов электромобилизации является только частью переосмысления энергетического перехода в мире.
Погоди, электрон!
То, что цели Евросоюза по сокращению выбросов углерода (fit for 55) до 2030 года вряд ли будут достигнуты, стало заметно не вчера. Например, уровень «озеленения» энергетики ЕС в 2023 году составлял только 50% от плана (см. рис. 1). По словам известного в научных кругах Европы профессора Грацского университета Карла Розе, догнать график почти невозможно.
ZN.UA
«Это практически нереально. Большой трансформатор строится 7–9 лет, а рабочих и так не хватает, поэтому нужно увеличивать инвестиции, а это не происходит», — рассказал стратег-исследователь на конференции Petroleum Ukraine-2025 в Варшаве в прошлом июне.






