До 540 млрд грн составляли объемы потенциальной контрабанды и серого импорта по оценкам экспертов «CASE Украина» в 2023-м. Государственный бюджет от этих схем, соответственно, потерял около 120–167 млрд грн. К сожалению, несмотря на многочисленные реформы, диапазон этих цифр из года в год существенно не меняется. Наша проверка показала, что найти подозрительные поставки нетрудно, а самих их — немало. Так почему же никто не ищет?
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Контрабанда iPhone в Украине: сколько недополучает государственный бюджет
Поймать контрабандиста просто. Успех этого начинания не зависит от цифровизации таможенных баз, добропорядочности таможенников или количества натренированных собак, только от анализа данных.
Если из страны А в страну Б выехало 10 единиц товара стоимостью 10 копеек за штуку, то и заехать в страну Б должно такое же количество и по той же цене. Простая «зеркальная» сверка данных со статистикой стран-партнеров вам покажет, что искать, где, а обычно и кого. Вот только кто в Украине проводит подобный анализ?
Мы уже рассказывали, как мощное президентское наступление на контрабандистов превратилось в тыкву. Тогда, если припоминаете, санкции накладывались не только на персоналии, но и на юрлиц, задействованных в контрабандных схемах. Что ж, засучив рукава мы проанализировали их деятельность, сверившись с экстремумами официальной таможенной статистики с портала Еasymarkets.
Цель простая — понять, действительно ли правоохранительные органы системно работают над сокращением серых схем в импорте.
Что ж, уважаемые, ездить нам на тыкве вечно.
Первое, что бросилось в глаза, — формальный подход к санкционированию. В перечне немало компаний, вообще не ведущих внешнеэкономическую деятельность. Нет, конечно, такие фирмы могут быть каналами сбыта или переработки того, что с нарушениями завезли другие. Если это швейное производство, родственное с компанией-импортером тканей, то вопросов нет. Но если это рекламное агентство или управляющий имуществом, сданным в аренду, — вопросов много. Трансформировать товар в услуги, конечно, можно, а вот обогатиться на этом — не очень.
Очевидно, санкционный список компаний формировался по принципу «не сильно вытянутой руки» — первое, до чего дотянулись, то и санкционировали.