"ВРЕМЕНА ТАНКОВ ПРОШЛИ": РОССИЯ ВЫРВАЛАСЬ В ЛИДЕРЫ ВОЙНЫ ДРОНОВ, — THE TIMES

Фронт превратился в пространство, где выживание зависит не от силы вооружения, а от способности уклоняться, адаптироваться и не попасть в поле зрения дронов.

В 2025 году война в Украине переживает кардинальные изменения — не благодаря большим наступлениям или танковым прорывам, а из-за небольших, смертоносных дронов в воздухе, пишет The Times.

«Ничто так быстро не меняло лицо войны»

FPV-дроны, особенно с оптоволоконным управлением, стали самым опасным оружием на фронте, меняя не только тактику, но и саму психологию солдат.

«Девять километров теперь — это легкая дистанция, на которой можно легко умереть», — пожал плечами украинский лейтенант Станислав из 93-й механизированной бригады.

Москва вышла в лидеры по производству и использованию FPV-дронов средней дальности, а также их новейших вариантов с волоконно-оптическим управлением. Эти дроны массово применяются по всей 1200-километровой линии фронта, изменяя ее физическую структуру, тактику боя и логистику. Новое поколение российских FPV часто нечувствительно к глушению, способно поражать цели на расстоянии 20 км и более, что ставит под угрозу не только передовую, но и тыловые районы Украины.

«Ни один другой тип оружия не изменил лицо войны здесь так сильно и так быстро, как FPV-беспилотник», — добавил Станислав. «Почти любое транспортное средство в пределах пяти километров от фронта — это почти конец. Все, что движется на расстоянии десяти километров, находится в опасности. Удары беспилотников на расстоянии 15 или 20 км — это не так уж и необычно… Времена танков действительно прошли».

Такие дроны убивают солдат и гражданских, разрушают логистику и заставляют менять всю систему обороны. Их появление заставило отказаться от тяжелой бронетехники и переосмыслить само понятие безопасной дистанции.

«Изменения, вызванные дронами, настолько быстрые, что концепции, которые мы внедрили всего месяц назад, сейчас больше не работают», — сказал командир пехотного батальона 13-й бригады «Хартия» с позывным «Куба». «Мы живем в пространстве постоянной быстрой адаптации. Только за последнюю неделю дальность ударов российских дронов увеличилась на четыре километра».

Слова «стресс» недостаточно для описания

Раньше пехотинцев подвозили на бронетехнике, сейчас — только на внедорожниках и ночью. Они проходят до восьми километров пешком, чтобы занять позиции на так называемой «нулевой точке».

«Год назад мои солдаты были на фронте неделю или недели», — объясняет «Куба». «Теперь они находятся на нулевой точке месяц или месяцы из-за трудностей с их ротацией. Это требует очень тщательной психологической поддержки моих людей и огромного отдыха между ротациями».

Еще драматичнее выглядит ситуация с эвакуацией раненых.

«Слово «стресс» даже близко не подходит для описания», — говорит старший логист экипажей беспилотников 93-й бригады с позывным «Гашиш». «Во время каждой миссии я думаю: «Боже, не дай нам получить раненых».

Зона между позициями стала ловушкой из обломков, остатков дронов и невидимых оптических волокон, свисающих с деревьев.

«У меня три миссии за ночь, и я никогда не знаю, каждая из них будет моей последней, смогу ли я добраться туда и обратно целым и невредимым», — говорит 29-летний водитель «Конг».

После удара дрона солдат из команды «Гашиша» потерял руку и ждал эвакуации пять часов. Он умер от потери крови. На следующий день пять других транспортных средств в этом секторе были уничтожены дронами, вспомнил военный.

Война дронов в Украине

Председатель Совета резервистов Сухопутных войск ВСУ Иван Тимочко отмечал, что российские дроны обычно часто бракованные, а операторы дронов малообразованные, однако несмотря на это они несут угрозу.

Также ранее УНИАН рассказывал об украинских оптоволоконных дронах, которые являются устойчивыми к действию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).