Российская экономика оказалась удивительно устойчивой к давлению западных санкций. Два года спустя после полномасштабного вторжения Кремля в Украину она продолжает финансировать войну и поддерживать амбиции диктатора Владимира Путина. Но есть по крайней мере одна точка, где боль в результате санкций вполне реальна, пишет Bloomberg.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Испания призывает ЕС занять более жесткую позицию по импорту российского СПГ — Bloomberg
Проект «Арктик СПГ-2», возглавляемый компанией «Новатэк» на ледяном Карском море, является ключевой частью планов Москвы по увеличению экспорта и пополнению «казны». Уже несколько месяцев Россия готова поставлять сжиженный природный газ на новые рынки, что является альтернативой некогда прибыльным поставкам газа в Европу по трубопроводам.
Тем не менее, огромный новый проект стоимостью 25 миллиардов долларов фактически простаивает, и это первая часть российского энергетического комплекса, эффективно ограниченная американскими санкциями.
Россия уже давно стремится расширить свою долю на мировом рынке СПГ, но война и последующее резкое падение экспорта в Европу усилили важность этих амбиций. Москва хочет увеличить производство СПГ втрое к 2030 году, добавив как минимум 35 миллиардов долларов ежегодного дохода.
РФ является четвертым крупнейшим экспортером СПГ в мире, но ограничения на флагманский проект «Арктик СПГ 2» бьют по ее намерениям двигаться вперед.
Еще больше беспокоит Москву то, что санкции создали основу для любых будущих усилий Запада, направленных на ограничение газовых доходов Кремля, нацелившись на такие проекты, как «Ямал» или «Сахалин-2» на Дальнем Востоке, все еще поставляющие газ потребителям в Европе и Азии.
«Санкции США работают удивительно хорошо. Здесь они действительно на шаг впереди. Они заблокировали «Арктик СПГ 2» еще до того, как он начал производство,”, — говорит аналитик Малте Гумперт, уже более десяти лет наблюдающий за российской экспансией в регионе.
После того, как в прошлом году администрация президента США Джо Байдена ввела санкции против «Арктик СПГ 2», клиенты в Китае и Индии — странах, покупающих российскую нефть после введения западных ограничений, отказались покупать СПГ у России, даже со скидкой. Юристы в Сингапуре и Лондоне между тем отказались от участия в проекте.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ ЕС все больше давит на импортеров российского СПГ для сокращения закупок в этом году — еврокомиссар
Даже судостроители запутались в препятствиях, и суда стоимостью сотни миллионов долларов застряли в Южной Корее. Никто не может их купить или арендовать. Газ, между тем, остается «в ловушке» на объекте.
В отличие от продолжающегося экспорта нефти с помощью огромного теневого флота, несмотря на ограничение цены и другие санкции, СПГ транспортировать тяжелее, в значительной степени из-за более сложной технологии, необходимой для загрузки и перевозки.
Сейчас ЕС, который по-прежнему полагается на российский СПГ и неохотно ограничивает импорт, готовится ввести некоторые собственные меры. Европа пока не запрещает поставки СПГ напрямую, но дискуссии в ЕС говорят о том, что санкции против российского сжиженного газа не исключаются.
Обсуждается план запрещения использования портов ЕС для реэкспорта российских поставок, предназначенных для третьих стран. Это важно, поскольку российские заводы по производству СПГ в арктическом регионе чрезвычайно отдалены, поэтому обычно топливо сначала доставляется в Бельгию или Францию для реэкспорта в Азию или другой европейский порт.
Совет национальной безопасности Белого дома начал сосредоточивать внимание на подрыве российских планов по экспансии на рынке СПГ в 2023 году. Чиновники объединились с Государственным департаментом и Министерством обороны США, чтобы выбрать мишень, и наконец остановились на «Арктик СПГ 2». Затем они передали свои планы в Министерство финансов.
Теперь, в рамках более широкого плана, направленного на то, чтобы остановить Россию от разработки любых новых энергетических проектов, которые могут принести значительные доходы, США хотят убедиться, что «Арктик СПГ-2» «утонет».
У Белого дома есть веские основания для того, чтобы нацелиться на этот объект, совладельцами которого являются японское правительство, китайские государственные нефтяные компании и французская TotalEnergies. Хотя это, безусловно, раздражает важных союзников, замораживание «Арктик СПГ 2» имеет преимущество в том, что наносит ущерб Москве, провоцируя лишь ограниченные волнения на мировых рынках природного газа. Не менее важно для администрации Байдена с приближением выборов и сдерживание последствий для американских потребителей.
Есть и другие преимущества. Для торговли СПГ нужны дорогостоящие специализированные суда, которые можно отслеживать с помощью спутниковых данных, что делает создание альтернативного теневого флота почти невозможным. Хотя сегодня существует около 7500 нефтяных танкеров разного размера, вся индустрия СПГ насчитывает около 700 судов.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Надзорный орган ЕС по энергетике предупреждает, что блоку по-прежнему нужен российский СПГ — FT
Кроме того, для «Арктик СПГ 2» требуется уникальный тип судна, способный двигаться сквозь толстый лед.
«Единственным сдерживающим фактором для развития проекта «Арктик СПГ 2″ является наличие танкеров. Это слабое место в общей российской стратегии», — считает профессор Джорджтаунского университета Тан Густафсон.
Россия владеет самой большой в мире долей природного газа, имея около 20% зафиксированных запасов, но ей все еще нужно превратить их в доходы. Новые трубопроводы строятся недостаточно быстро, чтобы переориентировать продажи, поэтому остается только СПГ. Кремль заявляет, что хочет экспортировать более ста миллионов тонн СПГ в год до 2030 года по сравнению с примерно 31 миллионом в прошлом году — с санкциями или без них.
«Арктик СПГ 2» — не первый попавший под удар ограничений проект, а санкции на передачу технологий и оборудования для разведки углеводородов, введенные в 2014 году, стимулировали появление некоторых местных альтернативных проектов.
Однако даже правительство РФ начинает признавать масштаб проблемы по мере того, как усиливаются санкции. Цифры в документе Министерства экономики России, опубликованном в начале этого года, свидетельствуют о том, что по консервативному сценарию добыча может фактически стагнировать до 2027 года, а это значит, что проекту «Арктик СПГ 2» не удастся быстро наращивать объемы добычи.
Ни один из трейдеров и аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg, не ожидает, что завод, завершивший строительство (и запустивший лишь одну из трех производственных линий), выйдет на полную мощность, пока санкции остаются в силе.
Компания «Новатэк», однако, настаивает на продолжении проекта. Но теперь ей нужно бороться с потенциальным уходом большего количества иностранных партнеров в связи с усилением ограничений, а также искать клиентов.
«Новатэк» нанял персонал в Китае, чтобы попытаться активизировать бизнес, а в феврале отправил чиновников в Индию. Никаких конкретных соглашений пока не заключено.
Следующее испытание будет летом, когда «Новатэк» планирует отправить свой первый груз СПГ из «Арктик СПГ 2», воспользовавшись преимуществами того, что лед будет достаточно тонким для использования обычного танкера. Возможно, будут специальные рейсы, но они очень ограничены.