Предложенные группой народных депутатов изменения в Уголовный процессуальный кодекс и Закон Украины «О прокуратуре», которые сегодня вынесут на голосование Верховной Рады, приведут к узурпации Генеральным прокурором функционального контроля над Национальным антикоррупционным бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратурой, что полностью разрушит их самостоятельность и способность вести любые расследования, заявили в Центре противодействия коррупции, юристы которого проанализировали проект закона, опубликованный ZN.UA.
В ЦПК указали, что законопроект, который задумывался как процессуальные изменения к расследованию уголовных правонарушений, связанных с исчезновением лиц без вести во время действия военного положения, предоставляет генеральному прокурору сверхполномочия.
Так, предложенные изменения в статьи 36, 216 и 284 УПК предусматривают наделение Генерального прокурора (или лица, исполняющего его обязанности) исключительными полномочиями:
- иметь полный доступ к материалам любого уголовного производства (изменения в ст. 36 УПК);
- самостоятельно определять подследственность по делам НАБУ и забрать от НАБУ любое производство в другой орган досудебного расследования (изменения в ст.216 УПК);
- выносить подозрение для топ-чиновников (новая редакция п.2 ч.1 ст. 481 УПК);
- принимать решение о закрытии дел в отношении высших должностных лиц государства (новая ч.5 ст. 284 УПК),.
«Таким образом, Генеральный прокурор, который назначается политически без какого-либо конкурса, получает монопольный контроль над всеми чувствительными антикоррупционными производствами в государстве, что является прямой угрозой для всей антикоррупционной инфраструктуры», — указали в ЦПК.
В свою очередь прокуроры САП будут подчинены Генеральному прокурору в процессуальных решениях, а его указания будут распространяться на все уровни прокуроров САП.
Таким образом руководитель САП потеряет независимость в своих действиях по уголовному преследованию, а сама САП теряет процессуальную самостоятельность, которая была заложена как гарантия независимого расследования топ-коррупции.
Дополнительно эти изменения повлияют на подследственность НАБУ, у которого смогут забирать дела и поручать расследование другим органам в случае «неэффективного расследования» НАБУ.
В ЦПК отметили, что такие формулировки допускают произвольное вмешательство в функционирование НАБУ и предоставляют Генеральному прокурору право в ручном режиме выводить дела из-под юрисдикции независимого органа. В Центре подчеркнули, что потенциально такие дела будут передавать политически зависимым правоохранительным органам для их дальнейшего «слива».