Анвар Деркач Когда прагматизм побеждает память о бомбардировках
Почти год прошел после свержения пророссийского диктатора Асада в Сирии. Теперь новый режим, который в ряде стран по инерции продолжают называть «джихадистским», пытается воспользоваться результатами победы. Для страны, которая находится преимущественно во вражеском окружении, это сверхсложная задача. Профессиональному журналисту Ахмаду аш-Шараа, много лет руководившему подразделениями повстанцев, пришлось демонстрировать дипломатический дар. Визит в Москву было запланирован в рамках российско-арабского саммита, который должен был состояться 15 октября. И хотя Путин встречу с арабскими лидерами отменил, президент Сирии поехал в Москву. О конкретных итогах визита известно крайне мало. Дефицит информации дает значительный простор для предположений и прогнозов. Точно можно утверждать: новый сирийский лидер приезжал, чтобы озвучить свои пожелания и выяснить, что вчерашний враг может предложить Сирии.
Нужно оружие…
Вскоре после победы в гражданской войне новый сирийский лидер заявил о намерении добиваться выдачи Асада для судебного процесса и наказания. Свергнутого диктатора обвиняют в массовых похищениях, пытке и убийствах нелояльных граждан. Но ответ из Москвы был четким и однозначным еще до визита: Асада не выдадут. Вместе с тем Москва после поражения своего ставленника заинтересована в сохранении военных баз в Латакии и Хмеймиме. Наличие этих площадок на средиземноморском побережье дает возможность оперативно перебрасывать военных в любую точку северной Африки. Соглашение между Дамаском и Москвой об аренде баз было подписано в 2017-м на 49 лет. Но, по словам министра иностранных дел Асаада Хасана аль-Шибани, в Дамаске подписанные Асадом соглашения считаются недействительными. Поэтому российские самолеты и корабли сейчас в Сирии — на птичьих правах.
В свою очередь, для Сирии военная составляющая в возможном сотрудничестве с Москвой остается важной. Значительная часть военной техники, унаследованной от предыдущего режима, — российского и советского производства. Поэтому запчасти и новая техника — среди главных потребностей новой сирийской армии. Один из болезненных моментов для новой власти в Дамаске — отсутствие полноценной системы противовоздушной обороны. То, что оставалось от Асада, было разрушено ударами израильской авиации в первые месяцы после свержения диктатуры. Аш-Шараа в перевооружении армии делает ставку на помощь Турции. И если удастся договориться с Москвой, это будет дополнительным важным источником поставок.






