ВЫБОРЫ В ЧЕРНОГОРИИ: МНОГО ВОПРОСОВ ДЛЯ УКРАИНЫ

Очередные президентские выборы в Черногории, где второй тур прошел 2 апреля, прошли в целом спокойно: несколько попыток подкупа голосов, нападение с ножом на члена одной из избирательных комиссий, несколько драк. Ничего необычного — Балканы.

Результат выборов оказался необычным: Мило Джуканович, находящийся у власти с 1991 года, проиграл малоизвестному Якову Милатовичу, одному из лидеров движения «Европа сейчас!», родившемуся только в 2020 году.

Явка была необычной: более 70%, самый высокий показатель с момента обретения независимости в 2006 году. Из них 60% избирателей проголосовали за молодого тридцатисемилетнего политика Милатовича.

Необычно было и то, что кандидатуру будущего президента поддержали избиратели разных направлений — проевропейские и сербские националисты, часть черногорских патриотов и противники ЕС и НАТО.

Оба кандидата в своих предвыборных выступлениях говорили о «вступлении в новую эру». В то же время оба наделили ее схожими качествами – Черногория и дальше будет двигаться к европейской цели, становясь богаче и демократичнее, с лучшим качеством жизни. Но стандартные обещания предвыборной гонки избирателей не интересовали, они это слышали не раз.

Позиция Джукановича стала фактором, разделившим страну, и Милатович примкнул к открыто просербским силам, ненавидящим все еще действующего «старого» президента, стойкого борца с попытками Белграда вновь подчинить себе Подгорицу. Поэтому некоторые избиратели видели в Джукановиче политика, который за более чем 30 лет во главе Черногории восстановил ее независимость, привел в НАТО, начал евроинтеграцию, пытался ограничить влияние античерногорской Сербской православной церкви (СПЦ)) и, в противовес ей, началось создание Черногорской церкви, противостоящей попыткам Белграда и Москвы задушить страну в объятиях «русско-сербского мира».

Другая часть была убеждена, что Джуканович превратился в типичного лидера-автократа, выстраивающего патерналистскую систему власти для себя и своей партии, позволяющего процветать коррупции и организованной преступности, сдерживающего развитие демократии и развитие страны в целом.

Избиратели послали элитам четкий сигнал: они хотят перемен и новых лидеров, которых будут волновать их проблемы и амбиции, а не партийные политические интересы. Они продемонстрировали появление в стране новой политической тенденции – они больше не потерпят игнорирования законов, прав и свобод только потому, что у правящей элиты были заслуги в прошлом.

Помните, что президент Черногории является носителем представительских функций и выполняет в основном церемониальную роль, а большая часть политической власти принадлежит премьер-министру. Тем не менее у президента есть возможность влиять на оформление внутренней и внешней политики.

Да, эпоха Джукановича, наверное, уходит. Но какой из них начинается? Кто он такой — Яков Милатович, чего от него ждать? Официальная биография нового президента Черногории производит впечатление политика, ориентированного на Европу. Учился и стажировался в Австрии, Великобритании, Германии, Италии и США. Работал в банках Германии, Словении и Черногории. Он неоднократно заявлял, что приведет Черногорию в ЕС – это сделает жизнь всех граждан лучше, богаче и стабильнее.

Движение «Европа сейчас!», созданное Милатовичем и Милойко Спайичем (кстати, до недавнего времени обладателем сербского паспорта), является партией популистского толка и видит в своих сторонниках людей от 20 до 45 лет. Милатович и его жена воспитывают троих детей, что добавляет ему симпатии и поддержки.

Но в этой картине перед выборами есть противоречия и неясности. Например, настораживает отсутствие у Милатовича четких геополитических взглядов, а именно: непонятно, как он относится к усилиям по усилению влияния Сербии и России в Черногории, к античерногорской политике ШПЦ, которой он симпатизирует и его прихожанин. Сотрудничество якобы проевропейского политика с таким агрессивным просербским и пророссийским политиком, как Андрей Мандич (лидер партии Новая сербская демократия (НСД), который после первого тура выборов призвал всех своих коллег поддержать Милатович, кажется несколько странным.. Молчание нового президента по поводу требований его просербского и пророссийского Демократического фронта и союзников по СНБ выйти из НАТО.

Настораживает и поддержка Сербией Милатовича во втором туре: сербские СМИ всячески восхваляли его; Президент Александр Вучич и ведущий радикальный военный преступник Великой Сербии Воислав Шешель поддержали Милатовича в первом и втором турах, как и ШОС. Эти факты дали повод региональной прессе написать, что «Европа сейчас!» и Milatovic — совместный проект Вучича и SPC.

Оценить позицию Милатовича по поводу агрессии России против Украины непросто — комментариев по этому поводу нет. Вероятно, это можно объяснить тем, что его победа во многом зависела от поддержки черногорских сербов и их партий (большинство из которых пророссийские). Зато в 2021 году Милатович посетил Петербургский экономический форум (он стал первым черногорским министром, посетившим его с 2014 года). А в апреле 2022 года Милатович говорил о «негативном влиянии» войны на Украине на экономику Черногории.

Его деятельность на посту министра экономики в просербском правительстве Здравко Кривокапича вызывает споры, особенно в контексте почти двукратного повышения минимальной заработной платы до 450 евро. Некоторые эксперты и журналисты говорят, что это был типичный популистский ход, предпринятый путем урезания бюджета на здравоохранение и образование, что ослабило бюджет страны.

Возможно, все эти волнующие новоизбранного президента вопросы можно объяснить отсутствием у Милатовича опыта в «большой политике» или его намерениями добиться в Черногории примирения между черногорцами и сербами, разными политическими силами и церквями. В этом случае ему можно пожелать успеха, ведь около 30% населения страны составляют сербы. Но вопросы все равно остаются…

Что касается Мило Джукановича, то, похоже, пока рано говорить об его уходе из политики. Напомним, что 15 марта он распустил ассамблею Черногории, которая не смогла назначить премьер-министра, и назначил новые досрочные парламентские выборы на 11 июня.

Несмотря на поражение на президентских выборах, Джуканович сохраняет некоторую популярность и значительную поддержку. Демократическую социалистическую партию поддерживают около 30-35% избирателей, что позволит ей если не завоевать большинство в Скупштыне, то сформировать одну из самых крупных фракций. И тогда Джуканович сможет влиять на политику правительства, сформированного после выборов.

Милатович хочет быть президентом всех черногорцев. Сегодня это непросто, ведь приходится примирять часто непримиримое. В том числе договориться с Джукановичем. Но если Милатович всего этого добьется, он станет одним из самых успешных президентов Черногории, а Черногория станет успешной державой.