ВРАЧ-ГИНЕКОЛОГ: ЗАПРЕТ ПРОДАВАТЬ ЭКСТРЕННУЮ КОНТРАЦЕПЦИЮ БЕЗ РЕЦЕПТА — ПРЕСТУПНЫЙ ЗАКОН, ПРИРАВНИВАЮЩИЙСЯ К УГОЛОВНЫМ АБОРТАМ

Известный украинский врач-гинеколог Наталья Лелюх, которая путешествовала и работала с пострадавшими на оккупированных территориях, объяснила, что экстренная контрацепция называется так потому, что ее нужно использовать как можно раньше после незащищенного полового контакта, чтобы предотвратить нежелательную беременность. Поэтому на своей странице в Facebook она назвала новый закон о продаже этого противозачаточного средства только по рецепту врача преступным.

«Прикрываться законом пробелами в половом воспитании женщин и мужчин — это, на мой взгляд, преступление», — отмечает Лелюх.

Ведь если у женщины был незащищенный половой акт, например, в пятницу вечером, а рецепт она получила только в понедельник, то это уже будет нежелательная беременность, которая наступит, потому что время упущено, поясняет специалист.

«В условиях отсутствия круглосуточной медицинской помощи, в условиях ограниченности ресурсов в нашей стране в целом, особенно если речь идет о прифронтовых и деоккупированных территориях, где еще не налажена выдача электронных и бумажных рецептов, для меня это страшная реальность, и мне кажется, что пересматривать именно эту метку в законе об экстренной контрацепции. Нужно учить людей пользоваться экстренной контрацепцией и говорить об этом с подростками, и объяснять, как это работает», — сказала она сказал.

Лелюх отметил, что противозачаточные средства не должны быть слишком дорогими для подростков и людей, которые не могут за них платить.

«Это уголовный закон, и для меня это равносильно уголовному аборту», ​​— резюмировал Лелюх.

Кстати, параллельный оборот электронных и бумажных рецептов кардинально ситуацию не изменит, так как ресурсов для проверки бумажных рецептов нет во всех украинских аптеках. Оксана Сухорукова, бывший директор отдела мониторинга НСЗУ, уже рассказала ZN.UA, что не все пациенты сегодня имеют нормальный доступ к врачу, чтобы выписать рецепт, например, на антибиотик. Кроме того, до сих пор существуют аптеки, которые продают их без рецепта. Для контроля над этим должны быть электронные приборы, а их нет.

«Электронный рецепт на антибиотики — хорошая идея… Но эта идея реализована как декларативная норма, что тоже открывает двери для коррупции и подрывает доверие к госинститутам. Потому что государство сказало, что так будет, а на деле это не так», — отмечает Сухорукова.

Но есть еще одна проблема. Украина не была готова к вопросам экстренной контрацепции и к консультациям изнасилованных детей и женщин. Об этом в материале «Деоккупированные территории: медицинские мобильные бригады» объясняет член правления ОО АСМУ, семейный врач Ирина Волошина.

«Если бы в оккупированном обществе существовали таблетки экстренной контрацепции, которые можно было бы дать человеку, подвергшемуся насилию, в течение пяти дней, у него не было бы нежелательной беременности или инфекции», — объясняет она. «К сожалению, в нашей стране к этому никто не был готов, хотя мы могли и должны были подготовиться. Есть четкие протоколы, алгоритмы. Мы даже подготовили посылки период, когда я передал такие посылки на оккупированную территорию.»

Однако Волошина отмечает, что, к сожалению, этот препарат даже не зарегистрирован на уровне Минздрава Украины.