ВОСЬМОЙ ПОВЕРЕННЫЙ, ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ОСТРОВА

Олег Супруненко Олег Супруненко

Хорошо знакомых с Хорватией этот факт, возможно, и не удивит, но все же звучит невероятно: «Особенностью далматинского побережья Адриатического моря является большое количество островов, известных также как Далматинские острова. Их размеры колеблются от больших островов площадью 405 км² до малых скал. Всего Хорватии принадлежит 1185 островов. Из них только 46 населены, 672 имеют статус безлюдных островов, 389 являются скалами, 78 — рифами» (из Википедии).

Следовательно, довольно близкая к нам Хорватия входит в список экзотических «стран тысяч островов», которыми в туристических справочниках называют далекие Индонезию, Филиппины, Вьетнам. Не удивительно, что эти адриатические острова время от времени попадают в литературу. Так, на Длинном острове (Дуги Оток) проводят медовый месяц герои романа словенского писателя Драго Янчара «Безіменне древо». Самый большой и известнейший остров Крк, но в нетуристический зимний сезон, описывает в своих балканских зарисовках «У пошуках варварів» Андрей Любка.

На одном из таких островов, правда, выдуманном, происходят и события романа «Восьмий повірений» Рената Баретича. Этот хорватский писатель и журналист (1963 г.р., Загреб) считается одним из самых популярных авторов у себя дома и удивительно неплохо представлен переводами в Украине. В 2006 году он попал в сборник «Хорватська мозаїка» (издательство «Фолио»), оказавшись в одной компании с такими авторами, как Миленко Ергович, Дубравка Угрешич и полутора десятком других. На протяжении последующих лет в серии «Карта світу» этого же издательства выйдут «Восьмий повірений» (2010), «Розкажи мені про неї» (2011, «Хаотична повоєнність дев’яностих у Хорватії…» — из аннотации) и «Готель «Гранд» (2011, «…все було гаразд, доки «Ґранд» не відкриває свій інший бік — публічний дім, повний проституток з України»). Несмотря на околоукраинскую тематику «Готелю «Гранд» (к сожалению, как принято в западной литературе, вновь с неприятной для нас стороны; здесь можно вспомнить и скандальную «Історію тракторів по-українськи») для лучшего ознакомления с творчеством Баретича стоит подробнее остановиться на его «Восьмому повіреному», который на родине автора критики назвали одним из самых крупных событий в современной хорватской литературе.

depositphotos/yeti88