ВОЙНА — ЭТО ТРАГЕДИЯ, НО ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ

Сейчас главной задачей организации жизни тыла Украины является восстановление экономики и производственных мощностей. Привлекать инвестиции и заниматься какой-либо реставрацией крайне сложно, пока российские ракеты и беспилотники летают в небе каждый день и каждую ночь. Но скоро на наших территориях могут появиться первые ранние пташки экономического возрождения.

Для начала обозначу проблемные тенденции украинской экономики, исправить которые можно серьезными смелыми решениями, а не капиталом и инвестициями. Это разрушение системы так называемого постсоветского капитализма с его разнообразными возможностями достижения материального успеха на профессиональном или карьерном пути.

Если мы не обеспечим инфраструктуру с равными, доступными возможностями профессионального и карьерного роста для всех без исключения украинцев, в обществе послевоенной Украины будет усиливаться недовольство, которое будет иметь заметный протестный потенциал. Сейчас мы находимся в проблемной ситуации. Исторически права трудящихся защищены очень слабо, несмотря на трудовой характер Закона о труде Украины, который правительство бывшего премьер-министра Алексея Гончарука не смогло переписать. Это должно быть исправлено.

Помимо отсутствия равных возможностей, постсоветский капитализм враждебно относился к иностранным инвестициям, что мы видели как на приватизационных аукционах Государственного фонда недвижимости, так и в частном инвестиционном секторе.

Я приведу только один пример. Еще до войны Норвежский фонд имущества хотел выставить на приватизационные торги Объединенную горно-химическую компанию, добывающую титановую руду на двух месторождениях, которые затем становятся сырьем для химической промышленности, особенно для производства красок и красок, а также лаки и эмали. Несмотря на то, что в покупке НГХК была заинтересована инвестиционная группа из США, она столкнулась со значительными трудностями в процессе подготовки к участию в приватизационном аукционе. С другой стороны, НГКК входит в бизнес-интересы Дмитрия Фирташа, который может замкнуть эту компанию в производственный цикл вместе с компанией «Крымский Титан», активы которой находятся в оккупированном Крыму.

Блокировка иностранных инвестиций привела к тому, что даже такие привлекательные объекты в Киеве, как комплексы недвижимости заводов «Электронмаш» и «Большевик», были проданы практически по балансовой стоимости. Из-за этого украинские правоохранительные органы в итоге обжаловали результаты этих аукционов.

Еще одна черта постсоветского капитализма, которую нам необходимо исправить, — это вопрос заработной платы. Это напрямую связано с инфляционными тенденциями. До войны была распространена следующая ситуация: цены в украинской рознице росли на одном уровне с заработной платой украинцев, поэтому украинцы не стали богаче по результатам годовой динамики. С другой стороны, ритейл традиционно достигал своей высокой маржинальности на уровне 25-30%, хотя для успеха было бы достаточно и 10-15% маржинальности. Поэтому здесь необходима государственная регулирующая политика, которая может повлиять на систему розничных цен для защиты финансовых интересов граждан Украины.

Теперь о наших возможностях. В условиях нынешнего засилья государственного капитала в экономике и вакансий в государственном, муниципальном секторах рынка труда акцент на экономическом развитии страны теперь делает правительство Украины, а не украинский бизнес-сектор . Это создает некоторые возможности. Поставка товаров и услуг для нужд населения может стать хорошим прибыльным направлением развития бизнеса.

Например, если у вас есть команда инженеров-программистов, которые могут разрабатывать качественные решения для киберзащиты, в приобретении таких решений будут заинтересованы как киберполиция, так и отделы киберзащиты государственных служб и структур. В них будет заинтересован и частный сектор, по крайней мере, та его часть, которая еще имеет какие-то финансовые резервы для собственного развития.

Если вы предпочитаете строить собственный бизнес с нуля, то у государственных банков есть известные программы льготного кредитования, где вполне возможно получить первоначальные средства для развития собственной предпринимательской инициативы. В Украине, в украинских городах есть много возможностей для предпринимательства. Значительное количество ресторанов, уличных служб обанкротилось, а на смену им должно было прийти новое поколение украинского бизнеса. Новое поколение.

Дефолты в корпоративном секторе Украины, вероятно, будут продолжаться еще какое-то время. Но эта волна закончится, как только ситуация в экономике стабилизируется в течение трех-четырех месяцев. Но чтобы он стабилизировался, надо не просто сидеть и ждать, а активно заниматься делом. Мой совет: ищите методы ведения бизнеса с низкой маржой, которые могут дать вам преимущество перед вашими реальными и потенциальными конкурентами. Все просто: не гонитесь за высокой наценкой, продавайте товары в духе магазина «Копейка» или «Червоний» — зарабатывайте не на наценке, а на количестве проданного товара. Недорогой товар, доступный.

Украинский капитал привык вести себя консервативно. Он не любит лишний раз рисковать и чаще всего выбирает переживать кризис в гособлигациях — Украине или других странах, или по возможности вкладываться в недвижимость. Так зародилось в свое время поколение украинских инвестиционных фондов. Но война изменила нашу страну и нашу экономику. Бизнес без риска стал невозможен, поэтому украинский капитал должен выходить в новые сегменты, открывать новые перспективы. Не следует бояться микроинвестиций, даже наноинвестиций, то есть вложения небольших сумм в бизнес-проекты, которые на первый взгляд могут показаться рискованными и даже странными. Сейчас другого выхода просто нет, потому что мы строим новую экономику в Украине после войны. Экономика, в которой у всех нас есть шанс стать богаче, чем мы есть сейчас.

И пусть некоторые прогнозы об экономической ситуации в Украине в 2023 году остаются пессимистичными, мы должны помнить, что все зависит от нас и наших усилий. Многие украинцы сейчас живут за счет родственников и друзей, которые живут и работают за границей. Это так называемые вертолетные деньги, как говорил об этом явлении нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман. То есть деньги даются бесплатно без какой-либо конкретной цели. Мильтон считал, что такие деньги не могут привести к экономическому росту, но могут вызвать очередную волну инфляции.

Война может закончиться совершенно неожиданно. Совершенно неожиданно. Жить с идеей, что нужно начинать восстанавливать свою экономику на следующий день после официального объявления победы, не совсем правильно. Уже сейчас мы можем сделать то, что ускорит процесс восстановления экономики после войны и сделает его более устойчивым и инклюзивным.

Вот некоторые мысли по этому поводу. Отдельные группы собственников украинского капитала должны рассмотреть возможность объединения своих усилий. Например, две группы собственников владеют двумя небольшими коммерческими банками, у каждой из которых есть свои проблемы с бизнес-моделью, а в 2023 году НБУ проведет стресс-тестирование банков, поэтому сейчас совершенно необходимо оптимизировать бизнес-модель.

Еще одной серьезной проблемой для экономики является миграция, по оценкам ООН, более восьми миллионов жителей за рубеж. Крайне желательно вернуть если не всех, то хотя бы большую часть этих граждан обратно в Украину. Если у вас есть родственники или друзья за границей, посоветуйте им подумать о возвращении. Благодаря этому мы сможем насытить наш рынок труда квалифицированными кадрами во всех отраслях экономики, от технологий до аграрного сектора.

Также я бы посоветовал вам присмотреться к коммерческим возможностям, которые уже видны невооруженным глазом. Война — это трагедия, но военная экономика — это возможность. Люди меняют свое потребительское поведение, свои финансовые привычки, чтобы те, кто раньше понял содержание этих изменений, смогли стать лидерами рынка.

Давайте будем оптимистами. Послевоенное восстановление украинской экономики обязательно привлечет в страну крупные иностранные инвестиции, что создаст рабочие места. Мы должны быть терпеливыми, но в то же время активными и энергичными. Не действовать друг другу на нервы, как это умеют делать украинцы, а взаимодействовать друг с другом, сотрудничать. Вот так мы строим нашу экономику.