Алла Котляр
Уже несколько недель украинцы наблюдают за переговорами, ведущимися между властью и представителями фармацевтических компаний. С надеждой, потому что решение Совета нацбезопасности и обороны Украины от 10 февраля по сути констатировало известный всем факт, с которым давно уже нужно было что-то делать (и на самом деле за бездеятельность кто-то должен наконец понести ответственность), — в нашей стране лекарства продавались по завышенным ценам. Минимум на 30% — «сто основных лекарств» и на 20% — всех остальных. Откуда именно такие цифры? Это лишь те скидки, на которые согласились сами фармкомпании. Так что можно лишь предположить, что на самом деле они могли бы быть значительно больше.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Весной некоторые лекарства могут исчезнуть: каковы риски от ручной регулировки цен
Скептически, потому что из 205 позиций, заявленных в двух списках — от национальных топ-производителей (101 наименование) и среднего фармбизнеса (104 позиции), представленных обществу друг за другом с интервалом в неделю, большинство вызывает горькую улыбку и кучу мемов. Ведь согласитесь, девять наименований аскорбинки с разными вкусами, куча «фуфломицинов», устаревшие лекарства, которые не рекомендовались современными протоколами лечения, или те, что преимущественно и так были слишком доступны в аптеках и отобраны как самые употребляемые за предыдущий год, имеют мало общего с доступностью действительно нужных лекарств. У потребительского рынка лекарств в Украине, на удивление, вообще не очень много общего с картиной заболеваемости по стране. «На самом деле это такая многоходовочка, — шутит врач Иван Черненко на странице в Facebook. — Регулируем цены на топ популярных «фуфломицинов», производитель несет убытки, возникает дефицит этих лекарств, они исчезают с рынка. Недоказательные лекарства побеждены».
«Между тем в списках нет препаратов для пациентов с хроническими и тяжелыми заболеваниями, — отмечает организация «Пациенты Украины». — Хотя именно эта группа лекарств нуждается в немедленном снижении цен, потому что от лекарств зависит жизнь пациентов. Но принесет ли реальное облегчение украинцам это решение? К сожалению, нет. Пациенты, которые вынуждены покупать в наших аптеках вдвое более дорогие, чем в ЕС, лекарства, будут продолжать искать их за рубежом. Цены снизятся на очень ограниченное количество лекарств, часть из которых никак не поможет пациентам побороть болезни».
С опасением, потому что в нашей стране — территория страха. Поскольку навязанная фарме декларация — это в принципе незаконные требования к участникам рынка, нерыночные решения. С одной стороны. А с другой — все предыдущие попытки тем или иным образом решить проблему если и помогали, то лишь на некоторое время. К сожалению, вместе с тем с полок аптек исчезали и критически важные лекарства. А потом цены стремительно взлетали вверх.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Онкобольные могут потерять доступ к качественным лекарствам из-за нового регулирования фармрынка Украины
О законе, всколыхнувшем фармацевтический рынок
На самом деле в последние недели мы увидели борьбу, которая продолжалась на фармацевтическом рынке уже несколько месяцев. 20 ноября 2024 года Верховная Рада поддержала в первом чтении правительственный законопроект №11493, и это сильно всколыхнуло фармацевтический рынок. Громким заявлениям президента о недопустимых ценах на лекарства и решению СНБО предшествовала неизвестно кем именно устроенная в январе 2025-го показательная ценовая акция, когда цены на большинство препаратов в аптеках подскочили в среднем на 15%, а уже через несколько недель частично откатились назад.
Законопроект № 11493, который прежде всего отражает взгляд правительства на медицинский рынок, был принят 12 февраля 2025 года и, несмотря на все просьбы представителей фармацевтической отрасли про вето, подписан президентом 27 февраля. Согласно закону, основой рынка фармацевтических препаратов должен стать Государственный реестр лекарственных средств (определенный в новой статье 9-3 Закона Украины «О лекарственных средствах»), которым будет руководить предприятие Министерства здравоохранения. В нем должна быть актуальная информация обо всех фармацевтических препаратах, которых на украинском рынке сегодня около 20 тысяч. Что на самом деле слишком много. Большая часть из них — разные коммерческие препараты, значительная часть которых имеет одно и то же действующее вещество. Эту коллизию предлагают решить через еще один реестр — Национальный каталог цен (который внедряется новой статьей 20-3) — с помощью регистрации врачебного препарата не по коммерческому названию, а по «международному непатентованному», то есть по действующему химическому веществу. Например, «солпадеин» будет зарегистрирован как «парацетамол».
Чтобы торговать лекарственными средствами, производитель или импортер должны задекларировать в этом реестре базовую цену препарата, которая не может быть выше так называемой средней референтной цены (часть 2 статьи 20-3).
Национальный каталог цен должен пересматриваться раз в полгода или в следующем месяце после изменения официального курса гривны более чем на 5%. По конкретным позициям пересматривать цены можно и чаще (раз в месяц), но только в сторону уменьшения.