ВАШИНГТОН ИЩЕТ СВОЕ МЕСТО В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ УКРАИНЫ

Наталья Бутырская Наталья Бутырская

Джо Байден провёл первую президентскую встречу в формате С5+1 с участием лидеров пяти стран Центральной Азии – Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.

В заявлении Белого дома саммит назван «историческим моментом», основанным на многолетнем тесном сотрудничестве, основанном на общей приверженности суверенитету, независимости и территориальной целостности. Соединенные Штаты пообещали финансировать обеспечение безопасности в Центральной Азии, особенно борьбу с терроризмом и трансграничной преступностью. Следующее направление – экономическое сотрудничество – расширение потенциала частного сектора, сотрудничество в разработке важнейших полезных ископаемых для укрепления энергетической безопасности и цепочек поставок. В этом контексте Вашингтон обещает помочь в привлечении инвестиций и развитии Транскаспийского (Среднего) коридора. Байден также выступал за поддержку гражданского общества и расширение экономических прав и возможностей женщин, а также уважение прав людей с ограниченными возможностями. Встреча носила более формальный смысл, а потому договоренности, судя по всему, требуют более детальной проработки.

Формат С5+1 появился в 2015 году, но только сейчас встреча состоялась на уровне президентов стран. Это указывает на растущую важность для США региона, зажатого между Россией и Китаем.

США заявляют, что укрепление отношений с Вьетнамом не является переходом от холодной войны против Китая США заявляют, что укрепление отношений с Вьетнамом не является шагом «холодной войны» против Китая

Российская агрессия против Украины, глобальные амбиции Китая и обострение конфронтации между США и Китаем делают Центральную Азию важным игроком в регионе. Учитывая недавнее внимание, которое оно привлекло к себе со стороны Владимира Путина (с начала полномасштабного вторжения в Украину он провел рекордное количество двусторонних и многосторонних встреч, а также личных визитов в Центральную Азию) и Си Цзиньпина (который во время своего первого визита после переизбрания на третий срок посетил Казахстан и Узбекистан; организовал роскошный прием для пяти лидеров в Сиане и т д.), кажется логичным, что США подняли уровень встречи с традиционного министерское к президентскому.

В силу географических и исторических факторов Центральная Азия никогда не была главным приоритетом внешней политики США. Несмотря на то, что США одними из первых признали независимость всех пяти государств после распада Советского Союза и способствовали укреплению их суверенитета на начальном этапе, основным направлением американских отношений с государствами Центральной Азии было сосредоточено на вопросах безопасности из-за афганского фактора — в течение длительного времени эти страны служили тыловой площадкой для поддержки военных операций США и союзников в Афганистане.

После вывода американских войск из Афганистана администрация Байдена попыталась компенсировать спад в регионе с помощью Инициативы по обеспечению экономической устойчивости Центральной Азии 2022 года, которая включает в себя финансирование региона в размере 25 миллионов долларов США для расширения торговых путей и укрепления частного сектора, в том числе инвестиции в обучение и образование граждан. Ранее в этом году министр иностранных дел Энтони Блинкен объявил о выделении на программу дополнительных 25 миллионов долларов во время визита в Казахстан и Узбекистан. Это финансирование чаще всего рассматривалось как компенсация странам Центральной Азии экономических потерь из-за санкций против РФ. Блинкен тогда заявил, что США внимательно следят и обсуждают соблюдение санкционного режима с различными странами, а для Центральной Азии Вашингтон хочет смягчить последствия и создать новые возможности для диверсификации торговли, учитывая его тесные отношения с Россией.