В ВР ЗАРЕГИСТРИРОВАН БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛИТ РАЗРЕШИТЬ ПАТОВУЮ СИТУАЦИЮ С НАЦИОНАЛИЗАЦИЕЙ «СЕНС БАНКА»

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 9107, который фактически отменяет законодательство Украины в части основания национализации банков, поскольку позволяет государству получить в собственность частный банк, у которого нет проблем ни с ликвидностью, ни с капиталом. Законопроект призван выйти из тупика с Сэнс Банком (бывший Альфа-Банк), который остался последним российским банком на украинском рынке, но государство не смогло ни ликвидировать, ни национализировать его.

Текст законопроекта пока недоступен, но поручение подготовить законопроект, который позволит национализировать Сэнс Банк, глава НБУ Андрей Пышный дал в феврале этого года. Поэтому, в целом, концепция законопроекта ясна.

Еще в октябре 2022 года Украина ввела санкции против совладельца и крупнейшего акционера Альфа-банка Михаила Фридмана. Но государство ничего не могло поделать с этим банком, так как, с одной стороны, в законодательстве Украины не было норм, которые позволяли бы национализировать беспроблемный банк. С другой стороны, государство не могло ликвидировать и этот банк, так как банк относится к системным банкам и имеет большое количество вкладчиков в Украине.

Почему законопроект беспрецедентный, рассказала эксперт ZN.UA Юлия Самаева:

В настоящее время для национализации банка существует два основания: недостаточность капитала и недостаток ликвидности. Однако с началом широкомасштабной войны требования к капиталу банков НБУ не применяет. Так что единственным основанием для национализации «Альфа-банка» (теперь «Смысл банк») была нехватка ликвидности. Действительно, в первой половине 2022 оттоки ликвидности в банке были. Но позже они остановились, банк вернулся в «форму». И НБУ лишился основания для национализации. А ликвидировать «Альфа-банк» нельзя, поскольку он является системным банком с большим количеством клиентов физлиц. Данный законопроект должен помочь Нацбанку найти эти основания, если, конечно, у регулятора до сих пор есть такое желание. После его принятия, надеемся, никому и ничто уже не будет мешать это сделать. Так сказать, закон имеет смысл.