Роман Чернига
Ежегодно в начале лета две самые авторитетные наукометрические базы данных Scopus (далее — Скопус) и Web of Science (далее — ВоС) обнародуют рейтинги периодических научных изданий со всего мира. Следует подчеркнуть, что наличие максимально большого количества научных изданий в базах Скопус и ВоС является важным критерием качества и уровня развития научных исследований в соответствующей стране. Согласно обновленному перечню журналов по итогам 2024 года, наукометрическая база Скопус включила в свой перечень 170 украинских периодических научных изданий, а ВоС — 87. Сразу следует подчеркнуть, что Скопус и ВоС выдвигают несколько разные требования к журналам для включения их в свои перечни. Собственно, в ВоС требования более строгие, по этой причине и общее количество журналов, индексированных данной базой, намного меньше. Посему неудивительно, что в Скопус украинские журналы индексированы вдвое больше, чем в ВоС.
Университетам и научным учреждениям сократят количество мест в аспирантуре за плагиат в диссертациях
Тут же отмечу весьма положительную тенденцию: несмотря на полномасштабную войну, которую ведет Россия против нашей страны, на протяжении последних лет количество индексированных украинских изданий в двух ведущих наукометрических базах постоянно растет. Если же сравнить с 2017 годом, то это рост довольно значительный, ведь восемь лет назад Скопус индексировал только 58 наших журналов, а ВоС — мизерные 15 периодических изданий. Нынешнее большое количество свидетельствует о том, что под давлением соответствующих нормативных актов, инициировавших первый состав Научного комитета (новообразованного коллегиального органа с совещательными полномочиями при правительстве Украины) в 2017–2019 годах, редколлегии многих украинских журналов адаптировались не только к относительно простым требованиям наукометрической базы Скопус, но и к более высоким требованиям ВоС.
Все научные издания, включенные в перечень, Скопус и ВоС делят по разным областям (разделам) наук и даже более узким специальностям и устанавливают рейтинг. Объективным показателем журнала является его рейтинг среди журналов из этой самой области науки, а еще лучше — специальности. И если насчет конкретного места издания можно дискутировать, поскольку разница, скажем, в 0,1 в IF (импакт-факторе) двух журналов мало о чем говорит, то принадлежность к Q1, Q2, Q3 или Q4 (первой, второй, третьей или четвертой четверти рейтинга) является уже намного более объективным фактором. В частности, среди журналов, которым базой Скопус присвоено Q4, то есть они относятся к 25% изданий с самыми низкими показателями (среди всех журналов определенной области науки), можно найти много таких, которые печатают большое количество публикаций сомнительного качества. Поэтому принято считать, что отнесение к первой или второй четверти (то есть Q1 или Q2) является свидетельством высокого качества журнала. Конечно, это автоматически не означает, что соответствующий журнал публикует только качественные статьи, но преимущественно это именно так. И здесь мы приходим к очевидной проблеме украинских научных изданий: очень незначительной части из них присвоено два наивысших квартили, а именно 27 журналам в рейтинге Скопус и только 10 — в рейтинге ВоС (см. Таблицы 1 и 2). К сожалению, 84% индексированных в Скопус украинских журналов отнесены к Q3, Q4 или они вообще не заслужили даже Q4, а в ВоС этот процент еще выше — почти 89%. Обычно это означает, что качество таких журналов невысокое. Поэтому редакциям нужно привлекать в редколлегии специалистов, имеющих авторитет на международном научном рынке, и повышать качество рецензирования статей, чтобы быть отнесенными к первой или второй четверти.
Можно заметить, что девяти журналам присвоено Q1 или Q2 одновременно двумя самыми авторитетными наукометрическими базами. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что в Украине есть девять научных журналов высокого научного уровня. Следует подчеркнуть, что большинство из них — это журналы, специализирующиеся на гуманитарных науках, в частности на истории. Очевидно, что интерес в мире к украинской исторической науке обусловлен полномасштабной агрессией России.