До сих пор премьер Словакии Роберт Фицо старался балансировать между пророссийской риторикой для внутреннего электората и неплохим инфраструктурным и энергетическим сотрудничеством с украинским правительством. Последние визиты Фицо и словацких депутатов в Москву и угроза прекратить поставку электроэнергии служат причиной понятного беспокойства. Как Украине отвечать на это? Прежде всего нужно понять внутренние причины радикализации словацкого премьера, связанные со сложной ситуацией над Дунаем.
Экономические проблемы
В одном Фицо прав — экономическая ситуация Словакии сложная, а прекращение поставки дешевого российского газа стало серьезным ударом для его страны, которая отказывалась от необходимых реформ. Фицо под давлением ЕС должен консолидировать государственные финансы, однако это у него не получается. Поскольку он популист, то старается переложить вину за экономические проблемы на кого-то другого, в данном случае на Украину.
Премьер Словакии Роберт Фицо назвал украинского президента «шантажистом» и «попрошайкой»
Словакия еще раньше попала в ловушку среднего роста: стала слишком богатой для того, чтобы в дальнейшем привлекать инвесторов, в частности дешевой рабочей силой, но слишком бедной, чтобы создавать новые двигатели роста. Примерно с 2017 года Словакия перестала сокращать экономическую дистанцию с Чехией и ЕС в целом и начала опускаться в рейтинге стран Евросоюза по ВВП на душу населения.
Либерально настроенные жители Братиславы и Кошице считают, что экономическая «программа» партии Фицо «Смер» обанкротилась. «Смер» правил 12 лет, с 2006 по 2020-й, с двухлетним перерывом в 2010–2012 годы. И это было правление популистов. В 2006–2010-м или даже в 2012–2016 годы «Смеру» было с чего раздавать «пряники», а экономика быстро росла, потому что Фицо пользовался эффектами от реформ своих предшественников в 1998–2006-м и 2010–2012 годах, сделавших из Словакии «экономического тигра». Уже в 2018–2020 годы эти эффекты исчезли, а правление прозападных демократов с 2020–2023 годов тоже разочаровало своей хаотичностью, да еще пришлось на время пандемии и экономических шоков, вызванных российско-украинской войной.
Словакия предыдущих кабинетов «Смера» очень мало инвестировала в инфраструктуру, и теперь словаки с завистью смотрят на польские и хорватские автобаны, потому что сами до сих пор не закончили даже первую автотрассу Братислава—Кошице, которую должны были простроить еще до 2010 года.
Фицо в политике не новичок, но теперь он попал в непривычную для него ситуацию: в 2023 году он впервые возглавил страну, которая больше не является «экономическим тигром» или «скоростным локомотивом». Более того, раньше козырем Фицо были его хорошие отношения с Ангелой Меркель и австрийскими канцлерами и тесные экономические связи Словакии с Австрией и Германией. Немецкий двигатель тянул словацкую экономику, а рецепт правления был прост — Фицо внутри страны использовал пророссийскую и антиевропейскую риторику, но на заседаниях ЕС голосовал так, как Берлин и Вена. Он пробовал играть так и дальше — сказать добрые слова о Путине, потом встретиться со Шмыгалем, делать общие проекты с Украиной (электроэнергия, железная дорога, автобан до Ужгорода), но все-таки иметь дешевый российский газ и быстрый экономический рост благодаря немецкому двигателю. Но вот немецкая экономика «испортилась», поэтому и Словакия уже несколько лет находится в стагнации. А газ из Москвы закончился. Нужно делать реформы, но Фицо этого не умеет.
Фицо угрожает прекратить помощь и блокировать решения по Украине в ЕС
В самом «Смере» и коалиционном «Гласе» есть много экономических специалистов, но правительство Фицо теперь «висит» на поддержке популистов из Словацкой национальной партии и еще более радикальных пророссийских фракций. ЕС требует немедленных действий для снижения чрезмерного дефицита, однако Фицо не решился на структурные реформы, вместо этого ввел пакет простого увеличения налогов и сборов и снижения затрат на инвестиции, науку и т.п. Люди уже ощутили негативные последствия консолидации, изменения еще больше ударят по экономическому росту, а эффект для снижения дефицита недостаточен — через год нужно будет еще сильнее затянуть пояса.
Что может закончить эру Фицо
Прекращение транзита дешевого российского газа по территории Украины действительно стало серьезным ударом по экономической модели правления Фицо и увеличивает шансы на досрочные выборы и победу проукраинских демократических сил.
В последнее время во всей Словакии прошли крупномасштабные антиправительственные, проукраинские протесты. Этакий словацкий Евромайдан, хоть и меньших масштабов. И это не только в Братиславе и Кошице, но и в таких городках, как Попрад или Бардейов. В рейтингах «Смер» уже не на первом месте, лидирует проукраинская прозападная «Прогрессивная Словакия». Тенденции позитивные для Киева, но сейчас нужно учитывать, что шансы двух лагерей примерно равны: если бы досрочные выборы состоялись сегодня, Фицо все же имел бы шанс создать большинство. Поэтому многие предполагают, что он мог бы пойти на досрочные выборы именно сейчас (например, назначить их на лето, когда либеральные избиратели будут в зарубежных отпусках). С более дорогим газом и нерешенными экономическими проблемами поддержка Фицо точно будет уменьшаться, а Словакия — не Венгрия, частные СМИ и региональное самоуправление здесь на стороне либеральной оппозиции.
Getty Images
Повод для досрочных выборов есть, поскольку сугубо формально Фицо утратил большинство в парламенте. Разлетелась фракция пророссийской Словацкой национальной партии, из которой вышла группа еще более пророссийских депутатов. Это и объясняет рост пророссийской риторики премьера, который теперь опирается на группу из нескольких крайне пророссийских одиозных радикалов.
А что же простые словаки в городках на востоке страны? Они не то что пророссийские, но им очень трудно живется, поэтому они и поддерживают попытки Фицо обеспечить им дешевый газ. Для них рост домашних затрат на сто евро в месяц действительно большое бремя, в отличие от либеральных элит в Братиславе. Актуальным остается правило, что в пользу Украины работает улучшение социально-экономической ситуации Восточной Словакии, в частности благодаря инвестициям и сотрудничеству с Украиной. Эти люди становятся проукраинскими и меньше склонными к российской пропаганде и популистам, как только их уровень жизни возрастает. Это доказывает опыт многих городов на Пряшевщине и Ораве, прошедших процесс модернизации.