УКРАИНА СБЛИЖАЕТ НАТО И ЕГО АЗИАТСКИХ ПАРТНЕРОВ: КАК ЭТО ПОМОЖЕТ НАШЕЙ ПОБЕДЕ

Наталья Бутырская Наталья Бутырская

В саммите НАТО в Вильнюсе приняли участие лидеры Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии.

Российская агрессия против Украины подтолкнула организацию к расширению восприятия географической угрозы с регионального на глобальный уровень и к более тесному сотрудничеству с азиатскими партнерами. В то же время он обеспечил новый контекст для сотрудничества между НАТО и азиатско-тихоокеанскими партнерами Североатлантического союза (AP4), которые в этом году участвовали в саммите во второй раз. Для последних полномасштабная война Российской Федерации против Украины — это не только недопустимое нарушение международных норм и принципов, вызов либерально-демократическим ценностям, но и ощущение собственной уязвимости. «Сегодняшняя Украина может стать завтрашней Восточной Азией», — заявление Фумио Кисиды отражает восприятие российской агрессии через призму поведения Пекина. Это сравнение проводит четкую параллель: реакция мира на действия России определяет расчеты Китая в регионе, особенно в отношении Тайваня.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Украина стала ближе к НАТО?

Как среди государств-членов НАТО, так и среди их азиатских партнеров существует понимание связи и согласованности между событиями в Европе и Азии. И соответственно каждое из государств AR4 всячески поддерживает Украину. Альянс, со своей стороны, все больше внимания уделяет процессам безопасности, происходящим в Индо-Тихоокеанском регионе.

В коммюнике Вильнюсского саммита говорится, что события в этом регионе могут иметь прямое влияние на евроатлантическую безопасность. «Заявленные амбиции и политика принуждения Китая бросают вызов нашим интересам. Китайская Народная Республика использует широкий спектр политических, экономических и военных инструментов для увеличения своего глобального присутствия и проецирования силы, сохраняя при этом непрозрачность в отношении своей стратегии, намерений и военного наращивания… Китай хочет контролировать ключевые технологии и промышленные секторы, критическая инфраструктура, стратегические материалы и цепочки поставок». Страны НАТО открыты для конструктивного диалога и взаимодействия с Китаем, но углубление его стратегического партнерства с Россией и их взаимодополняющие усилия по подрыву основанного на правилах международного порядка противоречат ценностям и интересам организации.

Несмотря на действия Пекина, подкрепляющие намерения государств альянса быть более решительными в делах Азиатского региона, отсутствие в коммюнике упоминания о Тайване по-прежнему свидетельствует о неготовности столкнуться с проблемами в отношениях с Китаем. Хотя США хотят видеть более активную роль организации в Индо-Тихоокеанском регионе, между союзниками существуют разногласия по этому вопросу.

Президент Франции Эммануэль Макрон (и некоторые неназванные государства) выступили против открытия офиса связи НАТО в Токио для координации работы AP4 (который должен был начать функционировать в 2024 году), утверждая, что Североатлантический союз не должен иметь физического присутствия за пределами еврозоны. Атлантического региона, но и указал на нежелание ухудшать отношения с Китаем, который негативно воспринимает партнерство НАТО со странами Индо-Тихоокеанского региона.

Япония и НАТО определят направления сотрудничества в рамках новой программы - KYODO Япония и НАТО определят направления сотрудничества по новой программе — KYODO

Однако интересы стран AP4 в отношениях с НАТО также имеют свои особенности и различия. В то время как основными вызовами безопасности Японии являются в первую очередь агрессивные действия Китая в Тайваньском проливе, Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, и поэтому она хочет привлечь к совместному сдерживанию партнеров по НАТО, Южная Корея больше озабочена Северной Кореей и ее ядерной программой.

Северная Корея запустила еще одну баллистическую ракету большой дальности как раз к саммиту НАТО. Для участников это очередное напоминание о деструктивных действиях северокорейского режима, а для президента Йона – возможность заручиться поддержкой азиатских и трансатлантических партнеров для противодействия ракетно-ядерной программе Пхеньяна. В Вильнюсской декларации осудили нарушение КНДР ряда резолюций Совета Безопасности ООН и подтвердили необходимость «полного и необратимого отказа от ядерного оружия, существующих ядерных программ и всех других программ оружия массового уничтожения и баллистических ракет».

Участие в саммите НАТО в Австралии и Новой Зеландии открывает перед этими странами возможности, с одной стороны, для продвижения стратегических интересов региона в вопросах безопасности, экономики и торговли, с другой стороны, для развития более тесных отношений с Токио и Сеулом. Формат АР4, имеющий кодовое название и используемый для идентификации этих стран в первую очередь в рамках участия в саммите НАТО, дает им возможность совместно обсуждать региональные проблемы (на полях саммита состоялась четырехсторонняя встреча под председательством президентом Республики Корея Юн Сук Ёлем), а в перспективе — выстроить прочную позицию коллективной безопасности в сотрудничестве с НАТО. По словам президента Южной Кореи, AP4 должна взять на себя ведущую роль в обеспечении региональной безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе.