УКРАИНА НА ПОРОГЕ ЭПИДЕМИИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Владимир Ким Владимир Ким

Выведя в 2020-м году из тени игорный бизнес, государство оставило в тени проблемы миллионов украинцев. В то время как в качестве основного регулятора обязано было развернуть параллельную — не формальную! — информационную и реабилитационную кампанию, защищая не только интересы госбюджета (деньги в казну пошли), но и клиентов игорного бизнеса — граждан Украины. А клиент на этом рынке рискует финансами, психическим здоровьем, будущим. Не только собственным, но и своей семьи. Что имеет прямое отношение к здоровью и будущему всего украинского общества.

Так сложилось, что ЛОМы-антикоррупционеры, отрабатывая жирную коррупционную составляющую и российский след на игорном рынке, в самую темень человеческой души не лезут. Популярные актеры и ведущие имеют процент с рекламы. Что с них взять? Поэтому в серой зоне боли тусуются в основном семьи игроков и психотерапевты. Среди сражающихся с лудоманией близких за последние два года стало значительно больше родных военных. Мужчины-воины, сидя в окопах, между зачистками и обстрелами делают миллиардную кассу легализованным местным и сетевым игровым пиратам.

«А кто им доктор?», «Сами, дебилы, в долговую петлю лезут!», «Потерянные дети вечно занятых родителей»… резюмируют те, кого не это коснулось. Безусловно, здесь все можно легко списать на собственный осознанный выбор, инфантильность и недовоспитание заблудших. Можно еще генетику приплести, чтобы вообще не париться и забыть о существовании чужой проблемы. Можно, но не нужно. Потому что когда из-за собственного выбора, инфантильности и отсутствия воспитания заблудилась четверть взрослого населения страны, как-то не складывается 2+2.

Дикий гемблинг Дикий гемблинг

По заказу ZN.UA 20–28 июня Центр Разумкова провел социологический опрос и попытался сложить объективную картину из ответов респондентов, которым задавали достаточно прямые вопросы о распространении игровой зависимости. И, знаете, нам есть о чем подумать всем вместе. И обществу, и власти.

Чтобы не просто зацепить, а углубиться в проблему лудомании, за помощью в интерпретации полученных данных мы обратились не к социологу, а к психологу. Сергей Романюк — экономист-кибернетик, бывший игрок, а теперь прикладной психолог-магистрант, который, зная проблему изнутри, помогает людям возвращаться из игры в реальность. Почему возникает игровая зависимость? Как игра захватывает игрока? Как с этой проблемой справляются игроки и их близкие? Можно ли излечиться от лудомании? Достаточно ли квалифицированных специалистов в этой сфере медицины и почему существующие подходы часто мешают лечению? Является ли лотерея азартной игрой и на чем играют мошенники, забрасывая пожилых людей посылками и выманивая у них последние деньги?

Мы очень надеемся, что этой информацией поможем многим людям, столкнувшимся с проблемой лудомании. А также, что осознав происходящее в головах 25% украинцев (не говоря уже о семьях, которым приходится с этим жить), высокие государственные чиновники задумаются, как найти баланс между доходами от игорного бизнеса и без того уже подорванным войной психическим здоровьем собственных граждан.

Сергей, как практикующий специалист по работе с игроками, как вы диагностируете сегодняшний момент? Что происходит внутри общества и того его среза, который ищет квалифицированную помощь прямо сейчас? Количество обращений за помощью увеличилось? Или оно стабильно?

— Здесь прежде всего нужно понимать мотивацию людей, которые уходят в азартные игры. И самое важное — учитывать особенности личности игроков. В мотивации есть два ключевых фактора.

Финансовый. Люди всегда хотят найти дополнительные источники дохода, что, понятно, обостряется во времена экономической либо политической нестабильности. Но главная опасность не в самих азартных играх, а в том, что часть будущих проблемных игроков начинают относиться к азартным играм (в первую очередь это касается ставок на спорт и покер), как к бизнесу, на котором они смогут стабильно зарабатывать. Вот здесь и происходит вход на опасную территорию игрового сценария.

Именно с идеи фикс о стабильном заработке с помощью азартных игр запускается сценарий будущей катастрофы в жизни игрока и его близких. Но не нужно думать, что сверхценная идея зарабатывать с помощью азартных игр рождается в голове игрока сама по себе. Индустрия азартных игр при помощи блогеров, ЛОМов, рекламы в соцсетях формирует образ игрока как успешного и счастливого человека. Ютуб-блогеры открыто пропагандируют идею, что с помощью азартных игр можно жить припеваючи, и это самый быстрый путь к зарабатыванию денег. При этом на стримах, где они играют онлайн, собираются десятки тысяч будущих лудоманов.

Игрок, не понимая сути игрового сценария, убежден в том, что игровая система — это его близкий друг, который никогда не предаст. И игорная система всячески исполняет роль этого друга: бездепозитные бонусы, free-беты, беспроигрышные ставки и много других ухищрений. Все они направлены на то, чтобы игрок не видел никакой опасности, а когда активность игрока падает, то с помощью пуш-уведомлений, звонков менеджеров и прочих инструментов, его всегда держат на игровом крючке. На мой взгляд, главная цель игровой системы — чтобы игрок проигрывал деньги, причем длительно. Очень хорошо о технологии вовлечения игроков в игру и методы их удержания рассказывается в расследовании Deutsche Welle.

У многих игроков навсегда остаются воспоминания о крупном выигрыше, полностью меняющем восприятие азартных игр. Пока нет крупного выигрыша, все воспринимается как развлечение и времяпровождение, но после крупного выигрыша все становится серьезно: игрок идет в игру уже не для развлечения, а охотиться за деньгами. Как только начинается охота, мозг переходит совершенно в другой режим работы — хищника, вышедшего на охоту. Начинают появляться сильные разнополярные эмоции, от чувства всемогущества от выигрыша до состояния ярости и бессилия при проигрышах. Ставки начинают расти, игровые качели начинают раскачивать психику игрока. Чем сильнее эмоции, тем больше подавляется возможность рационально видеть ситуацию. Ничего приятного в игре уже нет, теперь это напряженная борьба за власть с игровой системой.

И здесь наступает следующий драматичный этап игрового сценария: оглушительный проигрыш, который разрушает все мечты игрока о заработке. Игрок чувствует себя обманутым игровой системой, он вдруг понимает, что игровая система — это не друг, а подлый враг. И здесь происходит переломный момент: игрок решает отомстить системе за свое унижение, отыграться и «хотя бы вернуть свое». Формируется сверхценная идея мести, игрок теряет контроль над собой, появляются первые долги, микро-кредиты, кредиты в банках. Игрок входит в режим хронического дистресса, истощается нервная система, начинают детонировать тревожно-депрессивные состояния, наступает крах самооценки и у невротической личности игрока настает игровой невроз. Если и на этой стадии игрок не останавливается, то при условии что у него была невротическая личность, он входит в состояние невроза навязчивых состояний, где игра используется как способ получить облегчение. От постоянного напряжения и формируется клиническая картина азартно-игрового расстройства.