ТРИ ЦЕЛИ ПУТИНА: ЗАЧЕМ ЕМУ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ В БЕЛАРУСИ

Путин продолжает повышать ставки, пытаясь разделить Запад в хаосе, который он создает, уменьшить поддержку Украины и добиться «полной победы» в войне. Традиционно предпринимаются усилия по ядерному шантажу: в интервью телеканалу «Россия 24» Путин заявил, что в Белоруссии будет размещено тактическое ядерное оружие (ТЯО), о котором, якобы, Лукашенко давно «задавался вопросом» . По словам президента РФ, причиной такого шага стало заявление Великобритании о поставках в Украину боеприпасов с обедненным ураном.

Путин также сообщил, что Россия уже передала Беларуси ракетный комплекс «Искандер», который может быть носителем тактического ядерного оружия, и с 3 апреля начнет подготовку его экипажа. Кроме того, 1 июля россияне завершат строительство хранилища тактического ядерного оружия в соседней стране «единого государства», а на белорусских аэродромах уже находятся десять самолетов, способных нести тактическое ядерное оружие. Кроме того, российский президент уточнил, что Российская Федерация не передает свое ядерное оружие Беларуси, а «делает то, что Соединенные Штаты делают десятилетиями».

Путин объявил о планах разместить тактическое ядерное оружие в соседней стране через четыре дня после окончания визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву. Но в совместном китайско-российском заявлении говорится, что «все ядерные державы не должны размещать ядерное оружие за пределами своей национальной территории и должны вывести все ядерное оружие, размещенное за границей». Так что же произошло: выполнил ли Путин тайную сделку с Си или по-братски предал своего «дорогого друга»?

Примечательно, что сразу после визита Си зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев также вернулся к ядерному шантажу. «Угроза ядерного конфликта миновала? Нет, это не сработало. Она выросла. Каждый день поставок иностранного оружия в Украину в конечном счете приближает этот ядерный апокалипсис», — написал экс-президент России, отвечая на вопросы российских журналистов и пользователей социальной сети «ВКонтакте».

Учитывая детали переговоров двух авторитарных лидеров в Москве, пока невозможно с уверенностью сказать, было ли согласие товарища Си на размещение российского ядерного оружия в Беларуси. А вот в интервью ZN.UA доцент Института международных отношений КНУ им. Т. Шевченко Виктор Константинов отметил, что Пекин ни в коем случае не отреагирует на решение Москвы, а спокойно примет его. Из-за того, что Китаю выгодно любое ухудшение ситуации в мире, он вынуждает США реагировать и тем самым отвлекает Белый дом от концентрации усилий на противодействии Китаю.

С точки зрения международного права Путин формально не нарушает обязательств России ни по Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), ни по Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Ведь в соответствии с положениями ДНЯО каждая из его ядерных сторон обязуется никому не передавать это оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно.

Фактически, США сделали то же самое, разместив тактическое ядерное оружие в Турции и Западной Европе во время холодной войны. (Сейчас там находится около 100 тактических ядерных бомб.) И несмотря на неоднократные заявления представителей РФ о том, что размещение США тактического ядерного оружия в Западной Европе является нарушением ДНЯО, такая позиция Москвы в советское время не помешать ему разместить ядерные компоненты на территории своих сателлитов в Европе.

Формально Беларусь не нарушает своих обязательств: Минск не принимает от Москвы тактическое ядерное оружие и не получает над ним контроль, отдавая русским только свою территорию. А в феврале из статьи 18 конституции Беларуси убрали упоминание о безъядерном статусе. Когда мистерлава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель заявил: «Мы знаем, что означает для Беларуси стать ядерной (страной. — В.К.). Это значит, что Россия разместит ядерное оружие в Беларуси, и это очень опасный путь».

Так оно и было.

Российские Telegram-каналы пишут, что «согласие Лукашенко на размещение ядерного оружия было дано в обмен на отказ от размещения российских тактических групп и непосредственного участия в украинском конфликте». Подтвердить это утверждение пока невозможно. А эксперты Института изучения войны не исключают, что российский президент мог спланировать размещение ядерного оружия в Белоруссии еще до вторжения на Украину, а сейчас просто воспользовался случаем.

В любом случае размещение тактического ядерного оружия в Белоруссии влечет за собой серьезные риски для республики, так как Россия не только строит в этом государстве ядерную военную базу, но и подвергает страну угрозе ядерного нападения. Решение Москвы также подрывает принципы ядерного нераспространения и разрушает архитектуру ядерного разоружения. Поэтому в НАТО назвали решение Кремля «опасным и безответственным», а ЕС пообещал ввести новые санкции. Со своей стороны Украина потребовала созвать внеочередное заседание Совета Безопасности ООН.

Но означает ли потенциальное появление российского тактического ядерного оружия на территории Беларуси готовность Кремля к его применению?

Представители США и НАТО заявляют, что не видят никаких признаков того, что Россия перебросила ядерное оружие в Беларусь или готовится его применить. Ведь похоже, что даже Путин уже осознал ограниченность военных результатов и глобальные геополитические последствия применения тактического ядерного оружия. И объяснение российского президента о причине решения о размещении тактического ядерного оружия в Беларуси выглядит неубедительно. Цели Путина в первую очередь политические.

Они косвенно связаны с Беларусью. Так, в МИД Польши назвали намерение России разместить тактическое ядерное оружие в Беларуси шагом к дальнейшему втягиванию Минска в военную машину РФ. Кроме того, у самопровозглашенного президента Белоруссии Лукашенко будет еще меньше возможностей влиять на то, что происходит в стране, поскольку именно русские будут контролировать тактическое ядерное оружие и решать его применение.

Однако основные цели заключаются в следующем. Во-первых, использовать страх Запада перед ядерной эскалацией, чтобы посеять раздор между западными демократиями и уменьшить поддержку Украины. (На самом деле эту угрозу видели и в старом, и в новом мире. Например, в МИД Германии назвали решение России очередной «попыткой ядерной угрозы».) Президент Илияна Йотова призвала его сесть за стол переговоров с Россией.

Во-вторых, использовать опасения пацифистов, что США в ответ на действия России начнут размещать аналогичные виды ядерного оружия в странах Восточной и Центральной Европы или даже на Украине. Таким образом Кремль косвенно попытается усилить давление на правительства, поддерживающие Украину.

В-третьих, путем шантажа размещением тактического ядерного оружия в Беларуси, чтобы пригласить США на переговоры. Ранее Путин уже повышал ставки в противостоянии с США, когда в своем послании Федеральному собранию заявил о приостановке участия России в СНВ, заявил, что Минобороны и Росатом должны готовиться к ядерным испытаниям в случае необходимости, и объявил о подписании указа о постановке на боевое дежурство новых стратегических наземных комплексов. Теперь идет новый ход.

По мнению экспертов Института изучения войны, Путин постоянно угрожает применить ядерное оружие, не собираясь доводить дело до конца. Решение о размещении тактического ядерного оружия в Беларуси полностью соответствует намерению Путина продемонстрировать, что у России все еще есть потенциал для дальнейшей дестабилизации ситуации в Европе в случае игнорирования ее интересов. Другими словами, это очередная попытка Кремля заставить Белый дом сесть за стол переговоров и заключить новые «ялтинские соглашения».