ТРАМП И СИ. СТЕРДАУН

Сергей Корсунский Сергей Корсунский

Азиатское турне Дональда Трампа, которое началось в Малайзии, а закончилось в Южной Корее (в Пусане), проходило в абсолютно иной атмосфере, чем его визиты в Европу и даже на Ближний Восток. Находясь в зоне стратегических интересов Китая, даже для такого особого президента США, как Дональд Трамп, было бы неосмотрительно давить, демонстрировать силу и ставить условия.

Тарифы в обмен на мир

Вместо этого Трамп вместе с лидерами Таиланда и Камбоджи подписал мирное соглашение и лично санкционировал отмену импортных пошлин на конкретные продукты, выпускаемые тремя членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — Таиландом, Малайзией и Камбоджей. Тем самым были отменены разного уровня тарифы, введенные против этих стран несколько месяцев назад. По мнению экспертов, таким образом Белый дом оценил соглашение о прекращении войны, которая теперь безоговорочно ассоциируется именно с Трампом.

Вот некоторые детали достигнутых договоренностей. Таиланд и США согласовали рамочное соглашение, согласно которому Таиланд взял на себя обязательства приобрести сельскохозяйственную продукцию США, энергооборудование и самолеты стоимостью свыше 20 млрд долл. Кроме того, Бангкок согласился отменить пошлины на почти 99% американских товаров. Хотя США сохранили свой 19% таможенный тариф на большинство продуктов, они предоставили 0% тарифный статус на определенные выбранные тайские товары, хотя деталей о том, на какие именно, еще не обнародованы.

Китайские экспортеры считают, что тарифное перемирие между Трампом и Си будет непродолжительным — Bloomberg Китайские экспортеры считают, что тарифное перемирие между Трампом и Си будет непродолжительным — Bloomberg

Малайзия обеспечила 0% таможенных тарифов для трех самых важных секторов продукции, а именно на аэрокосмическое оборудование, фармацевтические препараты, ключевые товары аграрного сектора, включая пальмовое масло, какао и каучук. Соседняя Индонезия тоже активно ведет переговоры о похожих условиях. Предложено применять принцип, согласно которому в отношении товаров, которые можно выращивать в Индонезии, но нельзя — в Соединенных Штатах, то есть для таких продуктов, как пальмовое масло, какао и шоколад, будет установлен 0% тариф.

Такие несколько неожиданные для нынешней администрации США решения, вероятнее всего, были связаны также и с тем, что в рамках саммита состоялось подписание дополнительного протокола о либерализации торговли между Китаем и АСЕАН, и США просто должны были сделать какой-то шаг навстречу странам Юго-Восточной Азии. АСЕАН — самый крупный торговый партнер Китая (771 млрд долл. в прошлом году), и КНР, конечно, ведет политику поощрения двусторонней торговли с региональным блоком стран с суммарным ВВП 3,8 трлн долл. О важности АСЕАН свидетельствует также то, что объемы торговли Японии со США и АСЕАН являются равными и в прошлом году составляли 226 млрд долл. Как США, так и КНР постоянно делают шаги в направлении укрепления отношений с АСЕАН, и на этот раз можно сказать, что дуэль СШАКНР по этим вопросам в Куала-Лумпуре закончилась ничьей.

С клюшкой в «золотой век» с союзником «высшего уровня»

Визит президента США в Японию носил большей частью ознакомительный характер с привкусом ностальгии. Первая встреча с новым главой правительства Японии Санаэ Такаичи была чрезвычайно успешной. Лидеры двух стран нашли общий язык, основой которого стоит признать воспоминания о Шиндзо Абэ. Японские СМИ написали, что в отношениях между странами наступает «золотой век» — и это почти буквально. Когда-то Абэ подарил Трампу покрытую золотом клюшку для гольфа, а сейчас Санаэ Такаичи — покрытый золотом мячик и клюшку, принадлежавшую бывшему японскому премьеру, которого Трамп назвал «выдающимся человеком» и «своим большим другом». В свое время именно Абэ, по словам Трампа, выдвинул его на Нобелевскую премию мира за усилия по ядерному разоружению Северной Кореи.