Накануне годовщины полномасштабного вторжения России в Украину президент США Джо Байден упомянул о своих телефонных разговорах с президентом Владимиром Зеленским. Он не очень хорошо знал этого человека — и могло случиться так, что он не узнавал его. Его команда помнит, как он угрюмо наблюдал за развитием событий, думая, что завтра человек, с которым он говорил сегодня, может быть мертв, пишет The New York Times.
Байден был не единственным, кто предположил, что Зеленский может не пережить нападение России, учитывая, что Кремль стремился его уничтожить. И президент США был рад ошибиться, так же как и весь мир удивился, увидев, что бывший комик Зеленский оказался круче, чем кто-либо мог себе представить.
Когда на этой неделе Байден совершил необъявленный визит в раздираемый войной Киев, он и Зеленский достаточно сблизились, чтобы приветствовать друг друга, как старые друзья.
«В детстве? Удивительно видеть тебя!» — поприветствовал Байден, возможно, все еще удивленный тем, что украинскому президенту удалось избежать попытки России убить его.
Зеленский, в свою очередь, поинтересовался, как дела у первой леди США Джилл Байден.
«Она красивая. Она до сих пор преподает», — ответил президент.
Но отношения между двумя президентами не всегда были такими теплыми. По словам официальных лиц обеих стран, за год, прошедший с момента вторжения, отношения обоих лидеров претерпели изменения, благодаря чему, наконец, удалось наладить партнерство, которое имеет решающее значение для будущего международного порядка. Хотя порой все еще возникают определенные трения.
Байден предоставил Украине 113 миллиардов долларов военной и другой помощи, но Зеленскому этого оказалось недостаточно, и в телефонных разговорах он настаивал на увеличении и ускорении поставок.
Потребовались месяцы, чтобы лучше понять друг друга и сгладить острые углы.
В конце концов, это отношения по необходимости, но не на равных условиях, отношения взаимных интересов, а неравных приоритетов. Если Зеленский — это современный Уинстон Черчилль, как часто говорят его поклонники, то Байден явно попал в роль Франклина Рузвельта до Перл-Харбора — собирая «арсенал демократии» и вооружая европейских союзников, чтобы США не вступали в война напрямую.
Хотя Байден разделяет цель Зеленского по изгнанию российских оккупантов с Украины, он опасается провоцировать президента Путина на эскалацию войны за пределами Украины или на ядерный конфликт. Зеленского раздражает нежелание Байдена предоставить самое современное оружие, но украинский лидер научился медленно преодолевать оппозицию, чтобы в итоге получить многое из того, что он хочет.
«Они оба действительно решительные и сильные лидеры. Когда их интересы совпадают, это лучшие отношения. Если есть непонимание или разные точки зрения, возникают эмоции. Я отношу это к сложным отношениям, но не в плохом смысле. Однако это непросто, говорит Игорь Новиков, бывший советник Зеленского по США.
Напряжение также присуще их должностям и обязанностям.
«Речь идет о фундаментальной структурной вещи, которая не имеет ничего общего с Байденом или Зеленским», — добавил Майкл Макфол, посол США в России при президенте Бараке Обаме, который регулярно общается с украинскими лидерами.
«Зеленский пытается спасти свою страну. Нет ничего хуже, чем в конце дня получать отчеты о том, сколько людей погибло. Неудивительно, что он продолжает хотеть большего закончится с этой помощью, сказал Макфол.
Что касается американского президента, то, по словам Макфола, Байден справедливо считает, что он мобилизовал мир и Америку. Пентагон сделал больше, чем когда-либо прежде, и его огорчает, что ему за это мало признают.
С точки зрения военного союза Байден и Зеленский — странная историческая пара: 80-летний карьерный политик, ставший опорой политического истеблишмента страны, и 45-летний сатирик, когда-то игравший президента в кино, но никогда не занимал государственных должностей до того, как он был избран править своей страной.
Байден достиг совершеннолетия во время холодной войны и впервые был приведен к присяге в Сенате за пять лет до рождения Зеленского. Зеленскому было 13 лет, когда его страна вышла из руин Советского Союза как независимое государство.
Их отношения испортились еще до знакомства. Вскоре после избрания Зеленского в 2019 году президент Дональд Трамп подтолкнул его к началу расследования в отношении сына Байдена. В конечном итоге его заявление привело к попытке импичмента.
После этого опыта новичок в политике Зеленский плюнул на дудку, считая византийское маневрирование нормой для американской политики, и опасался победы Байдена, не понимая, к чему это может привести.
В Киеве не остались незамеченными, что Байден позвонил Путину в январе 2021 года, всего через шесть дней после вступления в должность, а американский президент позвонил Зеленскому только в апреле.
Байден даже не назначил посла в Украине, сделав это всего через год, два месяца после российского вторжения. Летом 2021 года, когда Байден встречался с Путиным в Женеве, украинцы критиковали официальных лиц США за то, что они не ввели санкции против Германии из-за совместного с Россией проекта газопровода «Северный поток-2».
Зимой, когда российские войска сосредоточились на границе с Украиной, а разведка США пришла к выводу, что Путин планировал начать вторжение, Зеленский скептически отнесся к публичным предупреждениям Байдена.
Когда украинский лидер решил посетить Мюнхенскую конференцию по безопасности в феврале 2022 года, команда Байдена посоветовала ему не покидать страну из-за риска терактов. Однако он ушел после получения международной поддержки и вернулся к вторжению.
Чиновники в администрации Байдена также в частном порядке настаивали на том, чтобы Зеленский разработал план назначения своего преемника на случай, если с ним что-то случится, поскольку украинская конституция предусматривает только спикера парламента в качестве заместителя президента и никого другого скамейка.
В ночь вторжения Байден и Зеленский разговаривали по телефону. Это был ужасный момент для украинского президента, который в момент нападения находился в столице. Во время визита в Украину на этой неделе Байден рассказал об их разговоре.
«Вы сказали мне, что я слышу взрывы на заднем плане», — вспоминал Байден. «Я никогда этого не забуду. И мир изменился. Я хорошо это помню, потому что спросил вас: господин президент, что я могу сделать для вас? чем я могу помочь? вы сказали, но вы сказали: «Соберите мировых лидеров. Попросите их поддержать Украину. И вы сказали, что не знаете, когда мы сможем снова поговорить».
Команда Байдена предполагала, что Зеленского либо убьют, либо он возглавит правительство в изгнании. Однако он отказался от предложений покинуть Киев, разъяренный тем, что американцы сомневаются в решимости Украины.
Менее чем через неделю после вторжения Байден сказал репортерам вне эфира, что не видит способа заставить Путина остановиться. Он сказал, что уверен, что Россия сможет победить Украину, захватив крупные города, и ожидает, что многие погибнут. На вопрос, сможет ли Украина победить россиян, он ответил, что «этого не будет». Он признал, что оккупация и контроль над страной были более сложной задачей, но считал, что единственным планом Путина было свержение Зеленского и создание марионеточного правительства.
Предположение, что Москва быстро выиграет войну, повлияло на стратегическое решение Байдена о вооруженной поддержке, разозлив Зеленского. Официальные лица США опасались отправки в Украину современного оружия, которое могло бы попасть в руки России, подобно ситуации в Афганистане, откуда Байден вывел войска годом ранее. Поэтому они не хотели оказывать военную помощь.
Однако в своих теперь уже регулярных беседах с Байденом Зеленский неустанно настаивал на большем, часто забывая поблагодарить американцев за уже оказанную помощь и перечисляя все больше и больше того, что они еще не оказали.
По словам чиновников администрации, Байден раздражался из-за того, что с президентом Соединенных Штатов обращались как с сержантом снабжения. Он считал, что такие списки должны обсуждать помощники, тогда как два лидера должны были сосредоточиться на вопросах высшего уровня.
Однажды прошлым летом Байден очень разозлился, когда позвонил Зеленскому, чтобы объявить о 1 миллиарде долларов, который он только что одобрил для Украины, и украинский лидер тут же перечислил, что ему еще нужно.
«Зеленский быстро понял, что не указать потребности было ошибкой. Он понял, что лучший способ заставить систему работать — предоставить список. И Байдену это не понравилось», — говорит Макфол.
Однако подход Зеленского основывался на том, чтобы жить в столице, подвергающейся регулярным обстрелам.
«По словам Зеленского, поставки оружия ценные, но крайне медленные. Ведь за эту задержку мы расплачиваемся украинской кровью», — говорит Новиков.
Администрация Байдена оценила напряженность и обстоятельства, в которых действует Зеленский.
«На вашем месте я бы сделал то же самое», — сказал Байден Зеленскому, по словам высокопоставленного чиновника.
Он также добавил, что в первые недели войны Зеленский заканчивал свои разговоры с Байденом словами: «Это может быть последний раз, когда я слышу от вас».
Однако официальные лица Байдена в частном порядке попросили команду Зеленского изменить свой подход к телефонным звонкам. Ситуация улучшилась, когда прошлой весной в Киев прибыл новый американский посол Бриджит Бринк. Байден чаще уступал Зеленскому, в итоге соглашаясь приобрести пусковые установки управляемых ракет HIMARS, батарею противоракет Patriot и танки M1 Abrams, от которых он ранее отказался.
В последние месяцы отношения укрепились. Яркий визит Зеленского в Вашингтон перед Рождеством, похоже, произвел впечатление на Байдена и его советника по национальной безопасности Джейка Салливана, который называет себя интендантом войны в Украине и тесно сотрудничает с Андреем Ермаком, главным советником Зеленского.
И ответный визит Байдена подчеркнул договоренность в отношениях, а Зеленский со своей стороны искренне поблагодарил президента США за помощь, которая «запомнится навсегда», при этом более осторожно настаивая на дополнительном вооружении.
«Изначально это были довольно сложные отношения, и некоторая нестабильность все еще остается, но гораздо меньше. Администрация до сих пор жалуется на неблагодарность украинцев, которые отказываются критически относиться к собственной политике», — сказал Джон Хербст, бывший американский президент посол в Украине, который хвалит Байдена за помощь, но утверждает, что она идет слишком медленно.
Хербст добавил, что визит Байдена в какой-то мере является результатом долгого пути по укреплению партнерства с Зеленским.
«Я знаю, что украинцам понравился этот визит. То, что он оказался на улицах Киева, вызвало настоящий резонанс и показало ту поддержку, которую они хотели видеть. Но Зеленского все равно спрашивают: а как же оружие?» — резюмировал он.