РОССИЯ РЕДКО ОТДАЕТ УКРАИНЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕПОРТИРОВАННЫХ И ПРИНУДИТЕЛЬНО ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ТЕ НЕ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ В МУС — ЭКСПЕРТ

Богдан Ермохин Агрессор манипулирует и просто так ни на что не соглашается. Даже сотрудничество с Катаром на этом треке РФ пытается использовать в своих целях.

Есть несколько государств-посредников, которые помогают возвращать депортированных из Украины детей, в частности Ватикан и Катар. Такое желание выразила и Южно-Африканская Республика, рассказала эксперт Регионального центра прав человека Екатерина Рашевская, добавляя, что ей пока неизвестны случаи, когда ЮАР способствовала этому. Также на соответствующем треке работает Международная коалиция за возвращение украинских детей — «это 41 государство и Европейский Союз», включая государства и организации-наблюдатели.

«Что касается роли Катара. Это государство действительно способствовало возвращению самого большого количества детей. Но Украина не разделяет, каких детей помог вернуть Катар, а каких — неправительственные организации. Мария Львова-Белова настаивает, что благодаря Катару было возвращено 98 детей», — рассказала спикер в интервью редактору отдела социум ZN.UA Алле Котляр.

По данным Международной коалиции, только за 2024-й ей удалось вернуть 600 детей — из депортации, принудительно перемещенных, но подавляющее большинство этих детей находились в оккупации, они были вывезены из-под контроля РФ. Так что роль коалиции обесценивать не стоит, отмечает спикер.

«Во-первых, это большие доноры, дающие средства нашим неправительственным организациям и правительственным учреждениям, за которые те организовывают процесс возвращения, реабилитации и реинтеграции детей. Во-вторых, у них есть адвокационные и коммуникационные рычаги», — аргументировала Рашевская.

Ватикан обычно выступает в очень тяжелых кейсах — «когда россияне по нескольку раз задерживали детей на границе, не выпускали и отказывались признавать, что дети — под их контролем». Пример такого случая – возвращение Богдана Ермохина (на фото).

Около 100 детей в прошлом году удалось вернуть именно благодаря усилиям Катара. Также страна финансирует некоторые операции.

«Процесс через Катар двусторонний. То есть детей с российским гражданством, которые не могут вернуться к своим родным в Россию, мы тоже возвращаем через Катар, — объясняет Рашевская. — Так же это определенные усилия по мониторингу процесса, гарантий, что все дети, которых обещали вернуть, окажутся в Украине. Катар организовывал и реинтеграционные мероприятия, например некоторые дети были на реабилитации. Так что без Катара было бы намного сложнее». 

Спикер отмечает, что даже в вопросе возвращения детей Россия просто так ни на что не соглашается, пытаясь использовать соответствующий механизм взаимодействия с Катаром исключительно в своих интересах. Рашевская приводит пример, что довольно часто после очередных случаев возвращения можно встретить публикацию Львово-Беловой: дескать, как и раньше, мы сотрудничаем для воссоединения семей, никто не был депортирован. Но это манипуляции, отмечает спикер.

«Они очень редко возвращают действительно депортированных, принудительно перемещенных детей, потому что они могут свидетельствовать об этом международном преступлении в Международном уголовном суде«, — пояснила Рашевская.