Молдавский парламент в четверг утвердил новое правительство, несмотря на протесты пророссийского оппозиционного блока коммунистов и социалистов.
Премьер-министром стал Дорин Речан, до последнего времени бывший секретарем Высшего совета безопасности, а также советником президента Майи Санду по вопросам обороны и национальной безопасности. Что же касается состава правительства, то он практически не изменился: из 17 министров кабинета Натальи Гаврилицы только четверо не сохранили портфели (в том числе вице-премьер, министр инфраструктуры Андрей Спину). А вот министр иностранных дел Нику Попеску и министр обороны Анатолий Носатый остались.
Основная причина переформатирования правительства заключалась в том, что работавший в режиме непрекращающегося кризиса из-за пандемии и войны в Украине кабинет Гаврилицы ассоциировался у молдавского избирателя с ростом цен на газ и электричество, высокой инфляцией и падением уровня жизни. И это плохо сказывалось на рейтингах Санду и правящей партии «Действие и солидарность» (PAS). А ведь осенью местные выборы и наиболее острой будет борьба за пост мэра Кишинева.
Согласно результатам февральского опроса Института за развитие и социальные инициативы, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, Блок коммунистов и социалистов набрал бы наибольшее количество голосов — 25,2%, в то время как PAS — 22,7%, а партия «Шор» — 8,1%. При том, что на парламентских выборах в 2021 году правящая партия получила 52,8% голосов, Блок коммунистов и социалистов — 27,17%, а партия «Шор» — 5,74%.
«Рейтинг Санду и PAS просел и отставка правительства давно обсуждалась в правящей партии. И хотя до парламентских и президентских выборов еще два года, необходимо было предпринять шаги, чтобы выпустить пар и поднять популярность власти. Смена правительства позволяет президенту и парламенту продемонстрировать, что они услышали народ», — пояснил в комментарии ZN.UA заместитель исполнительного директора Совета внешней политики «Украинская призма» Сергей Герасимчук.
По словам эксперта, вторая причина отставки кабинета Гаврилицы, — вызовы в сфере безопасности и необходимость поставить во главе правительства представителя силовых структур. Дело в том, что в последний год перед молдавской властью встала угроза реализации Россией спецопераций по дестабилизации страны. Так, во время экспресс-визита в Брюссель Владимир Зеленский сообщил, что Киев передал Кишиневу раздобытый украинской разведкой план Кремля по подготовке россиянами переворота в Молдове.
Позже Санду рассказала: план по дестабилизации предполагает, что под видом акций протеста оппозиционных сил сторонники России будут нападать на госучреждения и захватывать заложников. По словам президента, «при осуществлении плана преступники рассчитывают на некоторые внутренние силы, в частности на преступные группировки, такие как партия «Шор», некоторых ветеранов, бывших сотрудников правоохранительных органов и людей, известных своими связями с Плахотнюком».
Санду также заявила, что предусматривались диверсии с привлечением «людей с военной подготовкой, замаскированных под гражданских лиц», в том числе из России, Беларуси, Сербии и Черногории. В свою очередь секретарь СНБО Украины Алексей Данилов сообщил, что исполнителями плана по дестабилизации ситуации в Молдове должны были стать кадыровцы: «Россия очень хочет, чтобы там еще раз «запалало», чтобы там была точка напряжения, на которую мы должны были бы обращать максимальное внимание».
Причина интереса Москвы к смене власти в Кишиневе очевидна. Любое социальное, политическое напряжение в Молдове означает появление в регионе по соседству с Украиной нового конфликта, усиливающего угрозу на ее южных границах, что будет способствовать рассредоточению сил и нашей страны, и Запада в противодействии агрессии России. Ну а если на смену проевропейскому руководству страны придет пророссийское, это позволит Путину продемонстрировать россиянам хоть какой-то успех его политики.
Не удивительно, что после утверждения и принятия присяги новым кабинетом Санду призвала правительство к решительным шагам «в сфере государственной безопасности». Но существуют ли предпосылки для успешной реализации плана Москвы по дестабилизации Молдовы? Или это вновь далекие от реальности фантазии 5-й службы ФСБ РФ?
В беседе с ZN.UA депутат молдовского парламента от правящей партии Оазу Нантой сказал: «На сегодняшний день ситуация в Молдове достаточно спокойная, но риски реальные». И не только потому, что страна имеет серьезные проблемы в системе управления, борьбе с коррупцией, независимостью судебной системы и прочем.
Как отметил Сергей Герасимчук, общество в Молдове очень поляризовано: половина населения поддерживает проевропейский курс развития страны, половина — пророссийский. (Благодаря российским телеканалам Путин имеет высокую популярность в этой стране — около 38%.) И Москва использует подобные настроения: ситуацию в Молдове раскачивали с середины прошлого года, когда финансируемая Россией партия «Шор» начала в стране акции протеста. А на фоне ухудшения экономической ситуации, естественно, будут расти и протестные настроения. (Осенью прошлого года правительству удалось сбить волну протестов за счет компенсаций населению по коммунальным платежам. Дополнительные средства Кишинев получил от ЕС, выделившего Молдове 250 млн евро.)
Кроме того, усиливает угрозу дестабилизации ситуации в стране приднестровский и гагаузский факторы. В Гагаузии, где сильны пророссийские настроения, а местные власти имеют тесные политические и деловые связи с Россией, в прошлом году уже проходили антиправительственные выступления. «В Гагаузии есть российская агентура, готовая использовать автономию в преступных целях, в интересах России», — утверждает Оазу Нантой.
Что же касается Приднестровья, то там размещены российские «миротворцы», а сама непризнанная республика имеет армию, численность которой сопоставима с молдавскими вооруженными силами. «Молдова уязвима перед российскими спецслужбами, которые находятся на Левом берегу. Мы плохо контролируем границу», — признает Оазу Нантой. Впрочем, как отмечает Сергей Герасимчук, в боевую готовность пока не приведены ни российские, ни приднестровские подразделения.
Представители Кишинева утверждают, что Молдова готовится к широкому спектру сценариев, включая и нападение на нее со стороны России. Однако молдавская армия малочисленна и недостаточно оснащена.
Пока страны НАТО договорились активизировать поддержку оборонного потенциала Молдовы, а в самой стране идет дискуссия о необходимости отказа от статуса нейтралитета, закрепленного в Конституции. Проблема в том, что власть понимает: нейтралитет не защитит страну от агрессии, но большинство населения, глядящее на мир глазами российских телеканалов, не хочет вступления страны в Североатлантический альянс. Однако учитывая падение рейтингов, Санду и PAS не готовы раскручивать тему евроатлантической интеграции. Поэтому бюджет Министерства обороны на 2023 год увеличили на 50%: теперь он составляет около 85 млн евро. Одновременно Кишинев рассчитывает на западную помощь.
Сегодня Молдова нуждается в средствах ПВО, современной военной технике и вооружении. Поэтому на Всемирном экономическом форуме в Давосе Санду запросила у своих союзников системы противовоздушной обороны, необходимые для защиты мирного населения: на территорию страны иногда залетают российские ракеты. И Запад — США и ЕС — понемногу помогает. В частности летом прошлого года Евросоюз в рамках Европейского фонда мира выделил Молдове 40 млн евро на поддержку вооруженных сил республики. В начале года Германия поставила партию бронетранспортеров «Пиранья».
Но самое главное — ради собственной безопасности Молдове необходимо усиливать контрразведывательную работу и пресекать деятельность пятой колонны, модернизировать армию, проводить экономические и политические реформы.