РЕИНТЕГРАЦИЯ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО СЕМЬИ: КАК УКРАИНА ПОМОГАЕТ АДАПТИРОВАТЬСЯ ДЕТЯМ, ВЕРНУВШИМСЯ ИЗ РОССИИ ИЛИ ВОТ

Заморозка программ USAID повлияла на это, поэтому государство должно возлагать больше обязательств на этом треке «на свои плечи», отмечает Рашевская.

Эксперт регионального центра прав человека Екатерина Рашевская рассказала, что в Украине есть три пакета реинтеграционной помощи детям, вернувшимся из России или ВОТ — кратко-, средне- и долгосрочный. Содержащиеся в них услуги дают возможность покрыть базовые потребности каждого ребенка, отметила она во время интервью редактору отдела социум ZN.UA Алле Котляр, добавляя, что потребности каждого определяются индивидуально.

Эксперт подчеркнула, что этот механизм работает. Впрочем, основную роль в его реализации играют неправительственные организации, а заморозка программ USAID отразилась на их способностях. Это свидетельствует о том, что Украина должна больше брать соответствующие обязательства «на свои плечи как государство», превратив их в национальную политику.

«Дети возвращаются не только в Киев или Киевскую область, но и в регионы, которые не всегда готовы к их возвращению. Когда мы говорим о реинтеграции, это не только о ребенке. Начинать нужно с поддержки семьи. Дальше — класс, школа, громада, страна, — пояснила Рашевская, добавляя, что работать нужно со всеми частями общества, готовить их к возвращению этих детей. — Они совершили действительно героический поступок, выехав из оккупации или из России после депортации, и им явно не хочется, чтобы кто-то критиковал их, например за русский язык». 

Рашевская отмечает, что это должно стать усилиями государства не только на центральном, но и на локальных уровнях.

«Также нужно решить вопрос финансирования и кадров. Для этого мы должны понять, кто эти дети, которые возвращаются. То есть должны быть не только реестр депортированных и принудительно перемещенных детей, но и база данных о детях, возвращенных из-под контроля РФ», — отметила она.