После года открытой российской агрессии против Украины стало ясно, что ни одна из сторон недостаточно сильна, чтобы выиграть войну, или достаточно слаба, чтобы требовать мира. Конфликт зашел в тупик. Добившись впечатляющих успехов, украинские вооруженные силы в течение нескольких месяцев не добились значительных успехов. Тем временем Россия закрепилась на оккупированных ею территориях, и ее дальнейшие атаки пока безуспешны. Об этом говорится в колонке Фарида Закарии для CNN.
Цифры рассказывают историю. Согласно анализу Washington Post, Россия оккупировала около 7% территории Украины, начав вторжение в феврале 2022 года. Она прикрыла восточную Украину, а месяц спустя у нее было 22% территории страны. Затем начались украинские контрнаступления, которые к середине ноября отбили около трети этих достижений. За последние три месяца ничего существенного не изменилось. И Украина, и Россия планируют новые шаги, но для кардинального изменения ситуации необходимы значительные победы. Другими словами, Украине придется вернуть примерно в два раза больше территории, чем она смогла в прошлом году, только чтобы вернуть земли, захваченные после вторжения 2022 года.
Послужной список России в войне был плохим, но она добивается лучших результатов, особенно в плане сохранения территории. Россия также смогла стабилизировать свою экономику, которая, по прогнозам МВФ, в этом году добьется большего успеха, чем Великобритания или Германия. Россия свободно торгует с такими экономическими гигантами, как Китай и Индия, а также с такими соседями, как Турция и Иран. Через эти и многие другие страны, помимо сектора передовых технологий, она имеет доступ ко всем товарам и капиталу, утраченным из-за западного бойкота. Сейчас существует огромная мировая экономика, в которую не входит Запад, и Россия может свободно плавать в этих водах. Долгосрочные издержки войны и последствия санкций реальны, но медленны. Такая изоляция и боль редко меняют политику диктатуры — посмотрите на Северную Корею, Иран, Кубу и Венесуэлу.
Итак, каков путь вперед? В краткосрочной перспективе у Запада и его союзников есть только один ответ — дать Украине больше оружия и денег. Если принято решение, что захватническая война президента России Владимира Путина не будет вознаграждена, сделайте все возможное, чтобы это стало реальностью. Почти по каждой запрашиваемой Украиной системе вооружений сначала возникает двойственное отношение, затем задержка и, наконец, согласие. Почему бы не отправить больше и быстрее? Следующие три месяца имеют решающее значение, поскольку зима заканчивается и облегчает передвижение войск.
Исходя из этого, однако, трудно представить себе полную победу в стиле Второй мировой войны. Большинство войн заканчиваются переговорами. Вряд ли отличается. Задача Запада состоит в том, чтобы Украина имела достаточно успехов и скорости на поле боя, чтобы выйти на эти переговоры с очень сильной рукой. Только драматические победы Украины, такие как отсоединение Крыма, могут привести Путина за стол переговоров.
Есть ли способ остановить боевые действия? На бумаге да. Можно представить себе прекращение огня, возвращающее Украине все земли, захваченные с февраля 2022 года. Те, что были взяты в прошлом, такие как Крым в 2014 году, будут предметом международного арбитража, включая местные референдумы, проводимые международными группами вместо российского правительства. Кроме того, Украина получит гарантии безопасности от НАТО, но они не будут распространяться на эти спорные территории. Этот компромисс — другими словами, Крым и части Донбасса для де-факто членства в НАТО и ЕС — можно продать украинцам, потому что они хотят добиться своей долгожданной цели — стать частью Запада. Это может быть приемлемо для России, поскольку она может претендовать на защиту некоторых русскоязычных частей Украины.
Многие считают, что война может закончиться полной победой Украины. Я на это надеюсь, но сомневаюсь. В 2021 году Россия более чем в три раза превышала Украину по численности населения, почти в 15 раз превышала ее ВВП и тратила в 10 раз больше на оборонный бюджет. Русские, как известно, обладают высокой способностью испытывать боль во время войны. (Советский Союз потерял 24 миллиона человек во Второй мировой войне по сравнению с 420 000 американцев.) И в то время как российская экономика медленно приходит в упадок, украинская экономика рухнула с обрыва. К 2022 году ВВП сократился примерно на 30%, а правительство тратит вдвое больше, чем получает (благодаря помощи Запада).
Более 13 миллионов перемещенных лиц, около 8 миллионов из них за границей. На украинской земле идет война, города разбомблены дотла, заводы разрушены, людей отвергли. Если война идет так уже много лет, то стоит задаться вопросом – позволим ли мы уничтожить Украину, чтобы спасти ее?