В первый год войны страну и фронт кормили и содержали сельское хозяйство и частные хозяйства, а не сельскохозяйственные предприятия, которые завладели до 80 процентов сельскохозяйственных земель Украины. Об этом в интервью ZN.UA заявил почетный президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев (АФЗУ) Николай Стрижак.
«Когда аграрные компании спасали свои сокровища за границей, именно фермеры сеяли и собирали урожай под обстрелами, и фактически вытаскивали страну из продовольственной пропасти. Речь идет о семейных фермах и частных фермах колхозники, которые на своих плечах пережили первый год войны», — отметил Николай Стрижак, подчеркнув, что и до войны 90 процентов всего, что есть на столе украинца, также производилось малыми и средними предприятиями.
Причем, подчеркивал Николай Стрижак, крестьяне кормили не только деревню, но и фронт. Именно благодаря рядовым помещикам фронт имел все необходимые пайки.
«Было все: картошка, клубника, яблоки, свекла, морковь и лук. Я спросил фермера: «Откуда ты узнал, что тебе нужно сажать? Они никогда не сажали овощи, но в этом году они это сделали. Почему?» — «А потому, что моего племянника забрали в войска, — отвечает он. — А если мой племянник впереди, то я иду туда и беру продукты не только для него, но и для всей части, а там оба Киевляне и днепровцы… Я слушаю, что им еще нужно, и говорю нашим. У кого 50 соток, у кого 10 соток, сеем — и в погреб…», — рассказал Николай Стрижак.
По его словам, в 2022 году средние аграрии собрали в три раза больше, чем обычно собирают ежегодно.
«После освобождения областей Киевской, Черниговской, Сумской, Харьковской, мы думали, что если мы засеем половину земли, это будет нашим большим успехом. И я просто плакал в душе, когда узнал, что мы засеяли 95 процента от засеянной площади.Так оно и есть,украинский колхозник,вспыльчивый,отчаянный,идет по смерти,растит урожай,ни на что не обращая внимания.К сожалению мины были,травмы были,а в уборке урожая период были летальные исходы», — добавил Стрижак.
«И не просто продуктами помогали. Мы покупали тепловизоры везде, где работают наши остарбайтеры — в Дании, Бельгии, Франции, Италии… Это очень широкое движение», — добавил он.
По словам главы АФЗУ, фермер, фермер – это люди, которые морально закалены, чтобы защитить свою землю.
«А на фронте изначально из десяти солдат девять были из сельской местности. И это не просто защитники, взявшиеся за оружие. Это люди, вооруженные идеей, в своем стремлении защитить свою Родину», — подчеркнул он.
Что касается крупных сельхозпредприятий, отметил глава АФЗУ, то некоторые из них фактически ограблены оккупантами. Но основная масса оккупантов согласилась.
«Отдавали десятую часть прибыли местному коллаборационисту или представителю оккупационных властей. И все решалось — их не трогали. К тому же собственники большинства сельхозпредприятий и их активы находятся за границей, а здесь их представители. » решить». Но они легко говорят по-русски, а колхозники — только на родине по-украински», — сказал он.
По словам Николая Стрижака, единственным крупным аграрием в Украине, который уважительно относился к аграриям, был владелец «Нибулона» Алексей Вадатурский (умер при странных обстоятельствах в июле 2022 года в Николаеве — прим ред.).
«Связи не было и нет, потому что гребут для себя. Вадатурский действительно исключение, он помогал колхозникам, потому что никуда не ездил и все видел своими глазами. Видимо, за свое положение он поплатился жизнью», сказал лидер Ассоциации фермеров.
При этом, по его словам, никаких выводов о том, где свое, а где чужое, государство не сделало.
«До Великой войны крестьяне были врагами украинской власти. Это действительно произошло после принятия лоббистского закона об обороте земли. К нам приходят русские противники — опять мы главные враги, но уже для оккупационной власти. Потом вооруженные силы Херсонщины освобождают правый берег Херсонщины и что?Хорошие агрокомпании жмут руку нашему правительству,а украинские аграрии опять не у дел.Парадокс…А может уже надо понимать что нам нужно доверять тому, кто с оружием в руках защищал и защищает свою страну, а не так спешно вывозил валютные чемоданы за границу в феврале 2022 года?», — подчеркнул глава АФЗУ.
В то же время, как он подчеркнул, если рассматривать отношения между сельскохозяйственными угодьями между мелкими землевладельцами и сельскохозяйственными предприятиями с точки зрения государственной помощи, то это просто очевидно.
«Если брать Киевскую область, то здесь она где-то до 15 процентов у мелких, в Черниговской — чуть больше, в Сумах, как и в Киеве — до 15%. Украина — страна крестьян», — сказал Стрижак.
По словам президента АФЗУ, к сожалению, государство не только зависит от крупного бизнеса и формирования нового кластера аграрных олигархов, но и постепенно убирает с экономической карты страны сельский средний класс.
«После того, как украинские власти весной 2020 года пустили землю в оборот и не дали аграриям нарастить мышцы, ограничив их программы финансовой поддержки, стало очевидно, что государство, которое развивает сельское хозяйство, будет делать ставку на агропредприятия латиноамериканского варианта. По сути, сельские общины, которых в стране подавляющее большинство, истекают кровью, — сказал он.
Однако «эволюция» такого законодательства еще не достигла своего пика. С 1 января 2024 года на рынок выйдут юридические лица, и уже будут процветать фермерские хозяйства не менее 10 тысяч гектаров земли в одних руках.
«Правительство не хочет своенравного народа в деревне, оно хочет послушного рабского народа. Вот почему я еще раз говорю, что закон о земельном обороте исключительно о возможности собрать земельный банк в несколько рук скупают «своих» людей по два гектара, а с 1 января 2024 года на рынок выйдут юридические лица, и уже будут процветать фермы не менее 10 тыс га земли в одних руках.Это уже агробаронства , а может быть и княжества появятся», — отметил Николай Стрижак.
Глава Ассоциации фермеров подчеркнул, что такая ситуация — нонсенс для Европы, куда Украина должна вступить по ускоренной процедуре.
«Мы уже аплодировали тому, что Украина будет заранее и по ускоренной процедуре принята в оазис демократии – Евросоюз. А что такое демократия? Это в первую очередь средний класс. Если есть 50 процентов среднего класс класс в государстве,тогда можно говорить о демократии.У нас ее «Нет. Поэтому мы только на пути к демократии, освоив исключительно ее избирательные механизмы. А основу, основу демократического общества составляют свободные и независимые люди — средний класс, который руками и ногами выжимает власть из украинского села», — подчеркнул он.
Подробнее об этом читайте в интервью Инны Ведерниковой с почетным президентом Ассоциации фермеров и частных землевладельцев (АФЗУ) Украины Николаем Стрижаком — «Война и воровство». Кто и зачем изымает земли сельхозназначения в Украине?.