Вячеслав Лихачев Приведет ли антиизраильский курс Анкары к новому региональному конфликту?
В прошлую пятницу по запросу Главной прокуратуры Стамбула суд выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и других израильских высокопоставленных чиновников. По мнению прокуратуры, их действия в Газе подпадают под состав преступления, предусмотренный статьями «геноцид» и «преступления против человечности» Уголовного кодекса Турции. Кроме того, отдельно руководителям Израиля в вину вменяются преступления в отношении Глобальной флотилии Сумуд — странноватого движения активистов из разных стран, пытавшихся минувшим летом морем добраться до охваченной боевыми действиями Газы.
В заявлении, которое было распространено по этому поводу, в качестве иллюстрации злодеяний упоминается «атака на баптистскую больницу «Аль-Ахли» 17 октября 2023 года, в результате которой погибли 500 человек». Правда, до сих пор существуют сомнения как в реальном количестве жертв, так и в причастности Израиля к этой трагедии. По другой версии, взрыв произошел возле здания больницы после неудачного старта ракеты, выпущенной боевиками «Исламского джихада» с территории самого Сектора Газы. Однако в пропалестинской пропаганде эта трагедия стала одним из символов преступлений израильской военщины. Именно после нее два года назад турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган отбросил попытки представить себя почти неангажированным потенциальным посредником и четко занял позицию публичного покровителя ХАМАС.
Эрдоган раскритиковал Мерца за то, что он «не видит геноцида», который совершает Израиль в Газе — Reuters
Выдача национальными следственными органами ордера в отношении главы правительства другой страны — это шаг, не имеющий особого практического значения. С учетом наличия ордера, выписанного Международным уголовным судом, юрисдикцию которого Турция, кстати, не признает, Главная прокуратура Стамбула вряд ли может всерьез рассчитывать привлечь израильского премьера за все его реальные и мнимые нарушения. Речь идет о сугубо политическом жесте. С одной стороны, официальное обвинение в адрес Нетаньяху — это кульминация затянувшегося кризиса в отношениях между странами. С другой — интересным представляется попробовать понять, почему Анкара пошла на этот символический шаг именно сейчас.
От союза до антагонизма
Сегодня в это трудно поверить, но когда-то отношения между двумя странами были более чем неплохими. Турецкая Республика была первым государством с мусульманским большинством населения, официально признавшим Государство Израиль и открывшим там свое посольство.
Геополитический союз двух стран отчасти был обусловлен тем, что они оказались по одну сторону глобального фронта времен Холодной войны. Турция, которая опасалась (и не без оснований) агрессии со стороны Советского Союза, вступила в НАТО через три года после создания альянса. Израиль, хотя и далеко не сразу, получил статус основного союзника США вне НАТО. Будучи светской страной, в значительной степени искренне считавшей себя частью западного мира и стремившейся к интеграции в Европу, Турция выстраивала свое взаимодействие с Израилем прагматически.
Сотрудничеству способствовал и региональный контекст. Во времена расцвета арабского национал-социализма после баасистских революций Турция конфликтовала с Сирией Хафеза Асада и Ираком Саддама Хусейна — наиболее серьезными соперниками Израиля после заключения соглашения с Египтом в начале 1980-х годов.
Лучшим периодом в отношениях Анкары и Тель-Авива стали 90-е годы прошлого столетия. Израильские ВВС получили тогда возможность проводить учения над Анатолией, а турецкие самолеты и танки модернизировались на израильских предприятиях.






