ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. НОВЫЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ МИНРЕГИОНА

Татьяна Безгина Татьяна Безгина Юрий Третяк Юрий Третяк

Сентябрь традиционно для политической среды является временем кадровых ротаций, а в нынешних реалиях — долгожданных назначений. Так что в начале осени девять министров получили кредит доверия от парламента и начали формировать команды для реализации своих планов.

Так, руководить одним из ключевых направлений — восстановлением, развитием громад и территорий Украины — начал вице-премьер-министр Алексей Кулеба, который раньше занимался региональной политикой в офисе президента Украины. Есть большие ожидания, что многолетний опыт работы на разных уровнях власти, эффективный менеджмент и профессионализм помогут исправить ситуацию в сфере, институциональное ослабление которой привело к регрессу. Ключевое сейчас — честный анализ вызовов и глубокое переосмысление целей региональной политики в контексте войны и европейской интеграции Украины, а также пошаговый пере-/запуск восстановленным Минрегиона на этой основе государственной политики в сфере ведения министерства.

Евроинтеграция. Как изменить парадигму мышления громад Евроинтеграция. Как изменить парадигму мышления громад

В этих условиях главными направлениями работы Минрегиона мы считаем евроинтеграцию, децентрализацию, реинтеграцию деоккупированных территорий и кадровую политику. Важно, чтобы эти направления были согласованы с целями государственной региональной политики, которая наконец должна стать альфой и омегой деятельности восстановленного Минрегиона. Каждая идея, мероприятие или проект, рождающиеся в стенах министерства, должны проверяться на соответствие целям региональной политики.

Государственная региональная политика или политика сплоченности в ЕС

Государственная инвестиционная политика направлена на обеспечение сравнительно высокого качества жизни человека независимо от места проживания. Принятые в июле 2022 года, но не до конца реализованные фундаментальные изменения в Закон Украины «О принципах государственной региональной политики» определили трехуровневую систему планирования регионального развития, основы политики восстановления пораженных территорий и функциональные типы территорий для внедрения специальных государственных инструментов поддержки их развития.

Не будем забывать о важности выполнения рекомендаций европейских партнеров, в частности из Отчета о прогрессе Украины в рамках Пакета расширения ЕС 2023 года.

Во-первых, обновление Государственной стратегии регионального развития (ГСРР) на 2021–2027 годы и модернизация Государственного фонда регионального развития (ГФРР) для согласования с процессом восстановления и возрождения, принципами многоуровневого управления и территориально-ориентированной региональной политики.

Обновленная ГСРР (принятая в августе 2023 года) выполняет одно из требований Ukraine Facility и является важным шагом вперед, который оценили наши союзники.

Но документ сейчас не содержит функциональные типы территорий (доработка продолжается), что, соответственно, не раскрывает для нас все возможности сотрудничества с европейскими партнерами.

Стоит говорить и о том, что пора готовиться к следующему семилетнему периоду ЕС (2028–2034), поскольку даже если текущая стратегия будет усовершенствована в 2024–2025 годах, останется всего два года до 2027-го. Более того, в нашей ситуации уместно будет подготовить такой стратегический документ с учетом двух сценариев: Украина как полноценный член ЕС или страна-кандидат, ведущая переговоры о вступлении.

Во-вторых, принятие необходимых мер для внедрения Закона Украины «О принципах государственной региональной политики», в частности с учетом разного влияния войны на регионы.

В-третьих, усиление состоятельности региональных и местных администраций в подготовке проектов развития.

Необходимо четко понимать, что домашние задания в рамках евроинтеграции нужно выполнять осмысленно и в интересах Украины. Следует пошагово выстраивать систему «совместного управления» европейскими структурными и инвестиционными фондами в Украине не для их «освоения», а для собственно инвестирования в восстановление и развитие украинских территорий. Важно, чтобы это происходило на основе стройной системы планировочных документов восстановления и развития территорий для каждого уровня управления согласно европейским правилам.