Смена власти в Великобритании состоялась.
После четырнадцатилетнего перерыва Лейбористская партия снова стала правящей. Уже сегодня ее лидер Кир Стармер начнет формирование своего кабинета. Консерваторы, во главе с уже бывшим премьером Риши Сунаком, потерпели ожидаемое сокрушительное поражение: отрыв лейбористов в двадцать и более процентов опросы неизменно показывали без малого два последних года, и состав нового парламента в целом подтвердил эти ожидания. Лейбористы, наоборот, одержали одну из самых убедительных побед в своей истории.
На фоне подъема популистов в Европе Британия выглядит гостьей из светлого будущего: здесь популисты разбиты и рассеяны. Ведь последние десять лет, пока на континенте популисты в основном лишь подбирались к вершинам власти, их британские коллеги определяли политику страны. Триумф популизма на островах случился в 2016 году, когда они убедили британцев проголосовать за выход из ЕС на референдуме, а пять лет назад популисты и вовсе взяли в свои руки власть в стране: тогда наиболее влиятельной фракцией правящих консерваторов были сторонники «британского Трампа» Бориса Джонсона, а сам он стал премьер-министром.
Нынешние британские выборы закончились для популистов провалом. Консервативная партия, где популисты получили слишком большое влияние, разгромлена. Шотландская национальная партия, опять строившая предвыборную кампанию вокруг идеи независимости региона, потеряла большинство мест. Относительный успех реформистов Найджела Фараджа не меняет тенденции: партия откровенно маргинальна, да и сам Фарадж добивался большего числа голосов на выборах со своим прошлым проектом — партией независимости Великобритании.
ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Кир Стармер официально стал новым премьером Великобритании
Интересно будет наблюдать за развитием событий. Если популисты в Британии смогут взять реванш, то и в остальной Европе к ним стоит относиться как к долгосрочному проекту. Если центристы удержат контроль над политической повесткой, они предложат действенный рецепт для всего континента.
Не умаляя масштабов успеха лейбористов, нужно признать, что их значительный перевес в голосах не означает, что партия получила заметный кредит доверия от избирателей. Фактически результаты выборов в большей степени являются поражением консерваторов, чем заслугой лейбористов. Британцы устали от бесконечных скандалов в Консервативной партии. Но, главное, они устали от постоянного падения уровня жизни в стране. Рост цен, снижение доходов, провалы пенсионной и пенитенциарной систем, социального страхования и здравоохранения сегодня определяют жизнь простых британцев больше, чем любые другие факторы. Неспособность ослабить негативное влияние этих проблем на общество быстро, в течение ближайших месяцев, может поставить под вопрос долгосрочные перспективы лейбористов.
Собственно, Стармер отлично понимает, с какими вызовами столкнулась его партия, получив власть. Партийная программа на выборах была на редкость приземленной и касалась практических вопросов сегодняшнего дня. Даже на формирование кабинета он отвел дни, а не недели, проведя все необходимые переговоры еще до выборов (благо, уверенность в победе у него была). Эта поспешность обоснована: уже осенью голосование по новому бюджету, который разработает лейбористский кабинет, покажет пределы поддержки Стармера и его команды в партии, в парламенте и в стране в целом.