Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) настаивает на том, что расследование громких дел экс-главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, экс-министра инфраструктуры Андрея Пивоварского и экс-главы аэропорта «Борисполь» Евгения Дыхне имеет неопровержимые доказательства что эти лица злоупотребляли властью и действовали вопреки действующему законодательству. Об этом сообщает Центр противодействия коррупции, получивший ответ на свой запрос от НАБУ.
«НАБУ и САП расследовали действия чиновников исключительно на основании их соблюдения законов. Мы приветствуем реформы и убеждены, что они не могут скрыть нарушения закона и ущерб государству. Выстраивая правовое государство с европейскими ценностями, мы должны опираться на ВАКС, который создан с учетом лучших мировых практик, и оперировать фактами, а не эмоциями, и разрешать противоречия правовым путем», — говорится в ответе НАБУ.
Речь идет о подозрениях бывшего министра инфраструктуры Пивоварского, бывшего председателя «Нафтогаза» Коболева и приговоре экс-главе аэропорта «Борисполь Дыхна.
В отношении Дыхны НАБУ отмечает, что «суд дал свое заключение, исследовав все доказательства, представленные как обвинением, так и защитой».
Следствие продолжается по двум другим делам. В частности, обращение ВАКС избрало Коболеву меру пресечения, признав выдвинутое подозрение обоснованным.
НАБУ также дало свои разъяснения по этим двум случаям и ответило на наиболее распространенные жалобы.
Что касается Пивоварского, то, по данным НАБУ, в деле есть документы, подтверждающие, что экс-министр знал о негативных последствиях своего решения, но действовал в интересах частных лиц.
Гонорары судовладельцам, о снижении которых говорил Пивоварсокго, никак не изменились, а изменился только получатель. После соотвествующего приказа экс-министра Администрация морпортов Украины стала получала только половину сборов, вторая половина шла в пользу частных структур.
Приказ никоим образом не был направлен на реформирование. Более того, он был принят без необходимых согласований, особенно вне Минфина.
В случае с Коболевым, как следует из пояснений НАБУ, была даже попытка изъять из Украины документы, связанные с премиями экс-главы «Нафтогаза». В частности, их направили в иностранную юридическую фирму, с которой у «Нафтогаза» были договоренности.
Эти документы были возвращены в Украину только после отставки Коболева. До этого юридическая компания отказала правоохранительным органам Украины в доступе к документам, находящимся в рамках уголовного дела.
Опираясь на документы «Нафтогаза», сыщики также установили, что установленные законом ограничения на размер премий соблюдались в отношении всех членов правления «Нафтогаза», кроме Коболева. Но в первый год, после того как в 2016 году Кабмин ввел такие ограничения, они коснулись и премий Коболева. В документации указано, что экс-глава «Нафтогаза» знал о них и следил за ними первым.
Но в 2018 году в «Нафтогазе» поменялся состав набсовета, который Коболев не сообщил о существующих ограничениях по размеру премии, а сам выдал ошеломляющую премию, что и стало поводом для начала расследования.
Напомним, преемник Коболева Юрий Витренко обвинил членов набсовета «Нафтогаза» времен Коболева в том, что они избирались вне конкурса, не являются специалистами горнодобывающей отрасли и не говорят по-украински.
Витренко также прямо обвинил Коболева в назначении на должности в «Нафтогазе» непрофессионалов и сокрытии его фигур.
Каким образом в «Нафтогазе» оказался, к примеру, Отто Ватерландер (Витренко называл эту фамилию среди ответственных за падение добычи в компании), можно прочитать в материале Алексей Кучеренко – «О мифах и Нафтогазе»».