КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ, ЧТО УКРАИНА ВЗОРВАЛА «СЕВЕРНЫЕ ПОТОКИ»?

Странно, что никто из расследователей «украинского следа» в диверсии на «Северном потоке» 26 сентября 2022 года не догадался сначала проанализировать технические аспекты. Ведь именно технические вещи и способности определяют успех или неудачу организации и проведения беспрецедентной операции, не имеющей аналогов в истории подводных трубопроводных систем.

Прежде всего о матчасти

Что такое газопровод, как его прокладывают и что нужно для его разрушения? Труба изготовлена ​​из специальной высокопрочной стали, наружный диаметр 1220 мм, толщина стенки до 41 мм. Труба защищена бетонной «рубашкой» из измельченной и уплотненной железной руды, смешанной с цементом, толщиной 110 мм. Она не просто лежит там на дне моря. Для жесткой фиксации и предотвращения всплытия подводного газопровода его сверху засыпают большим слоем отсортированных и неотсортированных камней.

Так что прямого доступа к самой трубе нет, а учитывая, что Nord Stream 1 эксплуатируется более десяти лет, это означает, что донные течения также отложили песок и ил на каменной насыпи и уплотнили ее. Это важно понимать, что десятки килограммов взрывчатки, которые могла (гипотетически) доставить группа диверсантов самостоятельно, не могут гарантированно взорвать трубу.

О степени повреждения трубопровода после взрыва можно судить по официальному заявлению эксплуатирующей компании: «Длина участка трубы, разрушенного в результате диверсии, составляет ок. 250 метров.. На морском дне на расстоянии около 248 метров друг от друга выявлены искусственные воронки глубиной от 3 до 5 метров. Участок трубы между воронками полностью разрушен, радиус разлета фрагментов трубы составляет не менее 250 метров. Представьте себе силу взрыва, когда мусор разлетается на 250 метров под водой, в плотной среде. Сейсмические станции в Дании и Швеции зафиксировали сотрясение дна силой 2,3 балла по шкале Рихтера. Есть разные оценки количества взрывчатки, но порядка не менее нескольких сотен килограммов на закладку.

Все это означает, что для проведения подготовительных работ необходимо было задействовать гражданское, но надлежащим образом оборудованное судно с краном на борту для спуска и подъема грузов, со специально обученным экипажем, оснащенным как минимум одним дистанционно управляемым аппаратом с манипулятором для технических подводных работ. Что-то из разряда многофункциональных спасательных судов того же типа, что обслуживали строительство «Северного потока-2» («Бахтемир», «Спасатель Карев»), или какое-то другое крупное судно. А выполнить комплекс подготовительных работ по спуску на дно всего за один час, да еще и в трех местах, невозможно.

Хотя Балтийское море — это не Черное море с глубиной более двух километров, это и не Азовское море с его 14 метрами. 80-100-метровая глубина газопроводов СП-1 и СП-2 означает, что работать в легком водолазном снаряжении не получится. Кроме того, температура воды в придонной зоне составляет примерно +5ºС. Также для подрыва ВВ на глубине необходим специальный детонатор, чтобы механизм его подрыва мог быть правильно настроен, выдерживал донное давление определенное время и исправно функционировал при получении сигнала на подрыв.

Опытные специалисты по специальным подводно-техническим работам говорят, что при подготовительных работах, скорее всего, использовалась либо мини-подводная лодка сухого типа с манипуляторами, либо, по крайней мере, подходящее телеуправляемое подводное судно. Все это оборудование специализированное, не серийное, дорогое, в супермаркетах не продается, как и водостойкая взрывчатка и детонаторы к нему. Приобретение такого оборудования или его аренда у какой-либо «группы любителей дайвинга» не осталось бы незамеченным для многих глаз и ушей западных и российских разведывательных и контрразведывательных организаций.

На этом фоне сюжет в одном немецком издании — о парусной (!) яхте с большим экипажем, передвигающейся по Балтийскому морю, с 1-1,5 тоннами взрывчатки на борту, которую доставили на машине на борт в один из Немецкие порты, а до этого, наверное, грузовик ездил еще где-то в Европе. Так что с технической точки зрения версия про украинскую трассу потрясающая. И это без анализа отдельных специфических аспектов.

Сеймур Херш и российские уши его расследования

Как это ни странно на первый взгляд, в Москве не понравилась версия целой группы ведущих американских и европейских изданий об «украинском следе». Это потому, что у них есть своя «легенда», которую они начали проталкивать практически сразу после 26 сентября, а 8 февраля добавили «дури». Речь идет об американо-норвежском диверсионном тандеме от лауреата Пулитцеровской премии Сеймура Херша. Но он явно зашел слишком далеко: в своем расследовании мотивов США и Норвегии уничтожить российского конкурента за поставки газа в Европу Херш восемь раз повторил фразу о дешевом российском газе с намеком на дорогой американский и норвежский газ. Это явно слишком для такого текста и показывает, чьи уши торчат за этим главным аргументом кремлевской газовой пропаганды в 21 веке.

Но для России наиболее важна версия Херша. Представитель РФ при ООН Небензя повторил это в официальном письме на имя Генерального секретаря ООН от 16 февраля с требованием срочного расследования: ответвления газопроводов «Северный поток-1» и «Северный поток-2» в Балтийском море . Администрация Джо Байдена, отдавшая неправомерный приказ, несет полную ответственность…».

Фактор 4-й нитки и российский след

Почему не взорвали ветку из четырех, существовавшую на обоих потоках? На самом деле это один из главных вопросов. Если бы там был заложен подрывной заряд и он не сработал, то его бы нашли сразу, и если бы расследование не закончилось поиском «авторов», то хотя бы было сообщение о «взрывном устройстве неизвестного происхождения в нем» не получилось».

Однако ясно, что четвертого взрывчатого вещества не было. Поток был намеренно оставлен в рабочем состоянии. Кому нужна была такая конфигурация — продуть три трубы, оставить одну и оставить нить именно СП-2, а не СП-1?

Ответ: тому, кто дал немцам шанс «одуматься» и кто должен был их «спасти» в аномально холодную зиму 2022/2023 года, рассказав всему миру, как замерзнет Европа. А в случае удачного «спасения Европы» поиздеваться над немцами, что, мол, несмотря на их обструкционизм СП-2, именно он их и спас. А потом жестом «доброй воли» починить трубы. Это будет стоить всего около 500 миллионов долларов, а Европа снова будет теплой и с дешевым газом от Газпрома. Так читается намерение Кремля.

Параллельным мотивом саботажа является создание для «Газпрома» ситуации искусственного форс-мажора, то есть когда он в силу форс-мажорных обстоятельств не может выполнить свои обязательства по поставке газа. Благовидные отговорки прошлым летом о поврежденных турбинах, невозможности их ремонта из-за западных санкций, утечках масла и тому подобном уже не действовали на европейских заказчиков. А «Газпром» рисковал получить миллиардные иски в арбитраже за срыв контрактов. Все его доводы в Европе были отвергнуты на официальном уровне. Напомним, что именно в начале сентября 2022 года «Газпром» остановил СП-1 якобы для проведения ремонтных работ, а спустя три недели в Балтийском море произошли загадочные «форс-мажорные» взрывы. Именно в этот промежуток и готовилась специальная подводная операция.

И снова появление в этой истории нефтяного танкера указывает на российский след диверсии.

Танкерная (не)активность

Танкер Minerva Julie привлек внимание одного из датских экспертов тем, что подозрительно долго маневрировал незадолго до взрывов в районе диверсии. Компания-владелец, разумеется, все отрицала, говоря, что танкер просто ждет нового заказа.

Это интересный эпизод, напоминающий инцидент в октябре 2014 года, когда у берегов Швеции была зарегистрирована «подозрительная подводная активность» и сеанс радиосвязи с направленным лучом в сторону Калининграда. Шведы пришли к выводу, что в очередной раз имеет место русский шпионаж, но подводная лодка потерпела крушение в шведских водах. Поиски аварийной мини-субмарины не увенчались успехом, но затем внимание привлекло странное движение двух российских судов — танкера NS Concord под либерийским флагом и научно-исследовательского судна «Профессор Логачев». Долгое время они выполняли маневры, нехарактерные для торговых и научно-исследовательских судов. Это привело экспертов к выводу, что эти суда спасали мини-подводную лодку, которая выполняла специальную миссию у берегов Швеции и потерпела крушение. Скорее всего, мини-подлодка ушла из района, под днище большого судна, либо танкер был предварительно переоборудован в транспортное судно. Более того, и танкер, и научно-исследовательское судно ранее несколько месяцев находились в ремонте, что может быть одним из подтверждений версии о соответствующем переоборудовании для выполнения задач, не связанных с их штатным использованием.

Поэтому появление танкера при изучении различных аспектов диверсий на путинских ручьях опять же косвенно свидетельствует о том, что за авторством стоят россияне. Технология была разработана ими в Балтийском море. Помните мнение специалистов по техническим подводным работам, что для диверсий такого уровня нужен мини-катер, с помощью которого можно провести подготовительные работы. Также отметим, что танкер Minerva Julie перешел из Роттердама и после странных перемещений с 6 по 12 сентября 2022 года наконец прибыл в Санкт-Петербург. Хотя этот танкер не был переоборудован для перевозки мини-катера, он служил прикрытием для движения. Но потом где-то должен был быть другой корабль, который доставил, а потом забрал минибот на случай, если танкер не был перевозчиком.

Это также перекликается с информацией, предоставленной в ноябре 2022 года американской компанией спутникового мониторинга Spaceknow о двух «темных кораблях» незадолго до 26 сентября вблизи зоны диверсий. У них были отключены транспондеры обнаружения АИС, что означало, что они пытались скрыть общую информацию о себе и своем местонахождении.

Кому выгодно?

Напомним, что уже в конце прошлого года в западных СМИ появилась информация со ссылкой на «некоторых западных лидеров», «многих официальных лиц», «23 дипломата и разведчика из девяти стран», что следствие не подтвердило российского авторства саботаж, без указания кого-либо еще.

Да почему до сих пор нет результатов опросов в трех странах? Полагаю, что на самом деле в западных столицах уже все поняли — и кто «автор сценария», и кто исполнитель спецподводной операции. Но сделать это публично потребует жестких ответных действий, и не только со стороны Германии, Дании и Швеции. И не только в виде совместного патрулирования моря для противодействия разведывательным кораблям РФ у берегов ЕС, как сообщалось на днях. Я предполагаю, что они не хотят публиковать результаты, потому что лучше иметь «войну в Украине», чем «войну в Европе», как они себе представляют. Потому что это приведет «к эскалации», «к войне между НАТО и Россией». Поэтому отсюда и легенда о какой-то «проукраинской группе» со снисходительностью к официальной власти Украины. Говорят, негосударственные акторы во времена гибридных войн на такие вещи не способны…

«Украинский трек» — это попытка некоторых кругов пакетом показать, что Россия, США, Европа и Великобритания не причастны к диверсиям. «Некоторые первоначальные предположения США и Европы были сосредоточены на возможных правонарушениях России, особенно с учетом ее мастерства в подводных операциях, хотя неясно, каковы были бы мотивы Кремля для взрыва трубопроводов, учитывая, что они были важным источником дохода и средством чтобы Москва имела влияние на Европу… Официальные лица США заявляют, что не нашли доказательств причастности российского правительства к нападению… разведке не удалось найти доказательств причастности России к инциденту британская The Times 8 марта заявила, что на Западе уже через неделю после диверсии стало известно, что за ней стоит не Россия или США, а частное украинское предприятие.

Хотя официальные лица как в американских, так и в европейских столицах не согласны с «украинской версией», по обе стороны Атлантики, похоже, есть кто-то влиятельный, кто хочет сыграть с русскими в игру с нулевой суммой и начать честные отношения. Недаром версия «украинского следа» появилась одновременно в ряде ведущих западных изданий. Это не наспех созданный недавно блог Сеймура Херша. Мол, у Нафтогаза, Украины в целом был мотив взрывать газопроводы: сохранить транзит российского газа. Это полностью согласуется с аргументом Путина на пресс-конференции 22 декабря 2022 года.

Нынешний сигнал из России примерно такой: все мы знаем, но официально сообщать о том, что диверсия была осуществлена ​​под руководством Главного управления глубоководных исследований МО РФ, мы не будем, так же, как вы перестанете нас обвинять ; расследования никогда не смогут точно установить авторство, и вы не будете настаивать на их продолжении. Если Россия согласится на такой подход, Россия не будет платить значительных компенсаций и штрафов за срыв поставок газа в Европу (по некоторым оценкам, они могут составить до 35 миллиардов долларов, а на сегодняшний день уже подано исков на 15 миллиардов долларов) и будет получить шанс восстановить газовые отношения на взаимовыгодных условиях. Чтобы избежать новых исков, мы должны согласиться сесть за стол переговоров с Украиной.

Но в то же время «украинский трек» СМИ — это еще и сигнал Киеву. Допустим, сейчас официальной причастности Украины к диверсиям мы не видим, но может оказаться, что дальнейшее расследование найдет какие-то доказательства (намек наподобие дела «Кольчуги» в 2002 году). 12 марта американское издание Politico вновь намекнуло на «точки напряженности» между Вашингтоном и Киевом и назвало в числе прочего «саботаж газопровода». Поэтому, мол, лучше садиться за стол переговоров с россиянами по широкому кругу вопросов.

Это, конечно, только мое собственное предположение. Я считаю, что ближайшие недели или месяцы станут показателем того, куда повернется расследование в европейских столицах, что скажет Небензя в ООН, будут ли новые процессы против «Газпрома», будут ли новые случаи внезапной смерти чьих-то фигур за шахматной доской в ​​Москве.