КАСЬЯНОВ: У РОССИЯН — «ПАНЦИРЬ», У ИЗРАИЛЬТЯН — «ЖЕЛЕЗНЫЙ КУПОЛ». УКРАИНЕ НЕОБХОДИМ АНАЛОГ ТАКОЙ ПВО

Работа системы «Железный купол», Израиль Перехватчики дронов найдут свое место в системе противодроновой обороны. Но их использование для отражения атак «Шахедов» экономически невыгодно и организационно невозможно, убеждает автор.

2024-й стал годом триумфа FPV-дронов на оптоволокне, ставших первым неприятным кровавым сюрпризом для Украины. А второй — наращивание противником производства и запуска «Шахедов» и заметная неспособность пулеметной ПВО справиться с этим наплывом, пишет в своем материале для ZN.UA «Арифметика войны: почему дешевые дроны-перехватчики — это очень дорого» офицер ВСУ и радиоинженер Юрий Касьянов. Более того, противник начал менять тактику, ударные дроны стали летать на разных высотах, по разным маршрутам, они стали более совершенными.

В 2024-м украинские Силы обороны с помощью волонтеров начали активно использовать FPV-дроны для перехвата вражеских беспилотных самолетов-разведчиков и коптеров-бомбардировщиков.

«Мы могли быть первыми и в широком применении дронов на оптоволокне (технология не новая), но не было пресловутой «потреби», кабинетные лампасные ученые не видели в оптоволокне никакого смысла и не выделяли финансирование, — рассказывает Касьянов. — При этом FPV-перехватчики, в отличие от дронов с катушкой оптоволокна, ничем не отличались от стандарных FPV-ишек, не требовали добавочного финансирования и широко рекламировались вирусными видеороликами сбития вражеских дронов». 

По словам Касьянова, процесс пошел в конце 2024-го. Хотя и тогда в ОП по привычке делали ставку на безразмерную и бездонную американскую помощь. Тем временем налеты «Шахедов» становились все более массированными и болезненными.

«Надеяться на американское чудо-оружие было глупо и при президенте Байдене — у США просто нет сегодня эффективного, адекватного по критерию «цена-стоимость операции» оружия против «Шахедов», — объясняет он. — … Если бы сегодня Россия запускала по Штатам 500 «Шахедов» в сутки, то через десять дней Америка осталась бы без ПВО — все ракеты кончились бы». 

Поэтому спикер отмечает, что сегодня украинцам полагаться на союзников в этом вопросе — бессмысленно. Вместо этого он предлагает проанализировать российские методы борьбы с украинскими дронами. Например, оккупанты перестали глушить спутниковую навигацию на всем пути от границы до условной Москвы. Это дает возможность эффективно использовать мобильные группы со стрелково-пушечным вооружением и боевую авиацию.

А БпЛА, которые прорвались, уже встречают «Панцири». Каждый такой комплекс до перезарядки может сбить до 35 дронов в течение 50 минут в радиусе 20 км, а обслуживают его всего несколько человек. А низкая стоимость ракеты «Панцирь» обусловлена применением ракет вчерашнего дня — без дорогой головки самонаведения.

У израильтян есть прототип этого вооружения — зенитно-ракетная система «Железный купол». Она оснащена относительно недорогими ракетами и способна отражать массированные налеты вражеских ракет и дронов, прикрывает значительный район. Кроме того, ее обслуживает немногочисленный персонал, и работает она при любых погодных условиях.

Касьянов отмечает, что Украине также нужен такой ЗРК. Собственный. И наше государство может создать его, используя готовые серийные компоненты — локаторы, ракетные двигатели, системы управления. Такой комплекс можно было создать еще в 2014-м, в 2022-м, не поздно создать его и сейчас.

«Безусловно, дроны-перехватчики, особенно многоразовые, с бортовым вооружением, с большим временем и дальностью полета, найдут свое место в системе противодроновой обороны наряду с мобильными стрелковыми группами, вертолетами и самолетами для борьбы с «Шахедами». Тут все средства хороши, кроме пиара, — возвращается Касьянов к теме перехватчиков дронов. — Использование недорогих FPV-дронов для борьбы с «Шахедами» экономически невыгодно и организационно невозможно (нет столько людей)«.