КАК ЗАКОНЧИТСЯ ВОЙНА РФ ПРОТИВ УКРАИНЫ? WSJ НАЗВАЛО ДВА ВОЗМОЖНЫХ СЦЕНАРИЯ

Цели Путина выходят за пределы захвата территории и направлены на капитуляцию Украины.

Встреча президента США Дональда Трампа с российским диктатором Владимиром Путиным на Аляске закончилась, а мир в войне РФ против Украины пока не приблизился. Но два наиболее вероятных варианта завершения российского вторжения становятся все более очевидными, пишет WSJ.

ВАС ЗАИНТЕРЕСУЕТ Как украинцы должны разговаривать с Трампом, чтобы рассчитывать на успех переговоров — Волкер

Украина может потерять территорию, но выжить как безопасное и суверенное государство. Или же она может потерять и территорию, и суверенитет, вернувшись в сферу влияния Москвы. Какой из этих сценариев реализуется — и когда, остается неясным.

Акцент российского диктатора на «первопричинах войны» — его стандартное выражение для ряда жалоб на прозападную политическую траекторию Украины и расширение НАТО в Центральной и Восточной Европе — показывает, что Путин не отказался от своих общих целей по восстановлению политического влияния России на Украину, восстановлению сферы влияния Москвы на востоке Европы и восстановлению статуса «мировой великой державы».

Попытка России прямо захватить Киев потерпела провал и, вероятно, является недостижимой. Благодаря упорной обороне Украины РФ достигает лишь незначительных успехов на поле боя, заплатив за это высокую цену. Надежды Украины на полное изгнание российских захватчиков также ослабли, учитывая истощенное состояние собственной армии. Это оставляет два вероятных варианта завершения наибольшей войны в Европе со времен Второй мировой, считает издание.

«Разделение» с защитой

Руководство Украины тихо смирилось с тем, что страна не имеет военной силы, чтобы полностью восстановить свои границы. На прошлой неделе президент Украины Владимир Зеленский во время разговора с Трампом и европейскими лидерами выразил готовность к переговорам по территории после прекращения огня, которое может заморозить текущую линию фронта.

Киев и европейские страны заявляют, что никогда не признают юридически оккупацию россиянами украинских территорий, поскольку это подорвет международное право, дав стимул для дальнейших завоеваний. Но они дали понять, что могут смириться с реальностью фактического контроля России над этими землями.

Наилучшим сценарием для Киева и его европейских союзников, вероятно, является ограничение контроля РФ теми территориями, которые уже оккупированы, что составляет примерно пятую часть территории Украины. Кремль продолжает настаивать на том, чтобы ВСУ отступили с территорий, которые он считает российскими, но не контролирует, в частности с контролируемой силами Украины части Донецкой области, где ВСУ удерживают цепь укрепленных городов, которые Россия не смогла захватить.

Но самый большой вопрос заключается в том, что произойдет с остальными 80% территории Украины.

Киев и его европейские союзники хотят защитить будущую безопасность и суверенитет остальной территории Украины с помощью сочетания сильной украинской военной обороны и западной помощи в сфере безопасности. Так называемая «коалиция желающих» во главе с Великобританией и Францией хотела развернуть часть своих военных в Украине как дополнительное средство сдерживания будущих российских нападений.

Европейские лидеры надеются, что США присоединятся к гарантиям безопасности для Украины, и в последние дни их «вдохновила» открытость Трампа к этому. Однако любая возможная роль США остается непонятной.

Такой результат был бы похож на завершение Корейской войны 1953 года: полуостров остался разделенным, но Южная Корея с тех пор защищена, не в последнюю очередь американскими войсками.

Для Путина, однако, результат в «корейском стиле» означал бы историческое поражение.

Он бы удерживал 20% территории Украины — значительную часть которой войска РФ превратили в руины, но навсегда «потерял» бы большую часть Украины, наблюдая, как западные войска защищают страну, которую он настойчиво называет «братской нацией» России.

Причиной такой уступки Путина могли бы стать его опасения, что война создает невыносимые экономические и политические риски для внутренней стабильности России, или что РФ не сможет справиться с усилением санкций. Однако на сегодня большинство наблюдателей не видят оснований считать это реальностью.

«На данный момент российская точка зрения заключается в том, что эта война является неустойчивой, но Украина является еще менее устойчивой, и к тому времени, как экономические проблемы заставят прекратить войну, Украина уже проиграет», — сказал аналитик Янис Клюге из Немецкого института международных отношений и безопасности.

Трамп и другие американские чиновники высказали мнение, что Вашингтон может нанести удар по российской экономике, ограничив ее доходы от экспорта энергоносителей посредством введения тарифов для покупателей нефти РФ, санкций на банковские операции, запрета на использование российского теневого флота нефтяных танкеров и других мер. Большинство аналитиков считают, что санкции могут быть усилены, но для достижения значительного эффекта понадобится время.

И, если Путин не опасается за свою власть, неясно, в какой момент он поставит экономические трудности выше своей зацикленности на Украине и решимости сделать Россию снова «великой».

«Разделение» с подчинением

С момента полномасштабного вторжения в 2022 году Россия требует сокращения численности Вооруженных сил Украины, ограничения вооружения и поставок западного оружия, а также изменения политического режима страны, включая Конституцию, руководство и политику в отношении языка, истории и национальной идентичности.

Наибольшая опасность для Украины заключается не только в потере территорий на востоке и юге. Самая большая угроза — это риск, что то, что останется, не сможет противостоять очередному нападению РФ. Эта угроза может заставить Киев уступить требованиям Москвы.

Такой результат превратил бы Украину в «российский протекторат», что означало бы капитуляцию для нации, которая стремится укрепить свою демократию и интегрироваться с Европой и Западом. Именно это украинцы пытаются предотвратить.

Поле боя остается единственным способом, которым Путин может достичь таких условий капитуляции. Хотя российские войска продолжают получать лишь ограниченный прогресс, их главная цель — обессилить армию и волю Украины к борьбе.

После 3,5 лет непрерывной войны украинские войска уставшие, россияне преобладают их численно, также военные ВСУ выражают недовольство своими генералами. Но они продолжают сопротивляться российскому вторжению. А характер войны, в которой все большую роль играют дроны, способствует обороне, а не нападению.

«Я не вижу, чтобы украинская армия распадалась. Но в достаточно длительном временном промежутке мы можем дойти до точки, когда, если Украина не решит свои проблемы с формированием и управлением Вооруженными силами, она, возможно, не будет побеждена на поле боя, но будет все больше истощаться», — говорит военный эксперт Майкл Кофман.

Большинство аналитиков считают, что преимущества РФ в численности населения, количестве войск и финансовых ресурсах делают ее более устойчивой в войне.

«Но история этой войны показывает, что Украина оказалась гибкой и устойчивой», — добавил Кофман.

Вопреки всем прогнозам, Украина до сих пор находила пути продолжать сопротивление, оставляя исход войны открытым.