КАК УНИЧТОЖАЮТ АДВОКАТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ, ИЛИ ПОЧЕМУ РЕФОРМА АКТУАЛЬНА

Сергей Сафулько Сергей Сафулько

18 сентября начинает работу ХХ съезд судей Украины. Само по себе это событие важно, поскольку среди вопросов, которые форум будет рассматривать, не только сугубо внутренние, судейские, касающиеся собственно судейского корпуса, доизбрания Совета судей, рассмотрения новой редакции Правил судейской этики, но затрагивающие интересы всего украинского общества. Среди них — избрание судей Конституционного суда Украины и членов Высшего совета правосудия (ВСП) от судей Украины.

Для адвокатов особенно актуально избрание членов Высшего совета правосудия. Дело в том, что у украинской адвокатуры есть своя квота в этом конституционном учреждении — двух членов ВСП избирает съезд адвокатов Украины. И вместе с другими институциями (президентом Украины, Верховной Радой Украины, съездом судей Украины, съездом ученых Украины) они формируют этот конституционный орган. Членство в ВСП дает возможность адвокатуре влиять на привлечение судей к ответственности, формировать судейский корпус, определять правовую политику государства.

Высший совет правосудия проголосовал за увольнение Князева с должности судьи Высший совет правосудия проголосовал за увольнение Князева с должности судьи

В январе 2022 года два члена ВСП от адвокатов Павел Гречкивский и Алексей Маловацкий, как только реально встал вопрос об оценивании добропорядочности членов ВСП, мягко говоря, покинули это уважаемое общество, потому что такое оценивание для них могло закончиться не очень хорошо. Адвокатура в который раз проявила не лучшие качества, поскольку назначение этих двух членов ВСП было очень и очень спорным, а их бегство от оценивания добропорядочности — унизительным. Слишком привлекательно для них было избраться повторно на эти должности (даже вопреки закону, который позволяет это лишь раз), сохранить высокий статус члена ВСП и значительные вознаграждения. Но случилось то, что случилось. И при таких обстоятельствах Совету адвокатов Украины, который и сам сформирован далеко не демократическим способом, следовало бы в 45-дневной срок назначить съезд адвокатов для избрания двух новых членов ВСП от адвокатов Украины вместо беглецов.

Но не тут-то было!

Съезд адвокатов, который оказался не нужным руководящей верхушке

Съезд адвокатов Украины — высший орган адвокатского самоуправления, и, согласно закону, его следует проводить не реже одного раза в три года. Последний съезд адвокатов Украины состоялся в феврале 2019 года. Тогда же, кстати, при достаточно сомнительных обстоятельствах и были повторно избраны членами ВСП Павел Гречкивский и Алексей Маловацкий. Вместо того чтобы созвать съезд адвокатов Украины, Совет адвокатов Украины (САУ) в сентябре 2022 года принимает решение не проводить съезд и конференцию адвокатов в регионах из-за военного положения, а вопрос об их проведении решить через три месяца после отмены последнего.

Странное решение. Безответственное и бесстыдное, принятое к тому же нелегитимным, на мой взгляд, органом. Дело в том, что Совет адвокатов, в частности и его руководители, коими сейчас представляют себя Лидия Изовитова, Валентин Гвоздий и Алексей Кухар, был сформирован 9 июня 2017 года. Пятилетний срок их полномочий, как это и предусмотрено законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», истек 10 июня 2022 года.

Бесстыдно используя режим военного положения, САУ, не имея на это никаких правовых полномочий, вместо того, чтобы созвать съезд адвокатов Украины, незаконно легитимизировал деятельность региональных советов адвокатов и продлил себе полномочия на неопределенный срок.

Это очень досадный казус в истории украинской адвокатуры.

Действующее законодательство не наделяет Совет адвокатов Украины полномочиями продлевать каденцию ни самому себе, ни тем более региональным органам адвокатского самоуправления. Мало того, что САУ саботирует обязанность созывать съезд адвокатов Украины для выполнения им своей конституционной функции — избрания двух членов ВСП от адвокатуры, он таким способом еще и искажает саму суть адвокатского самоуправления. Суть эта состоит в том, что всех, кто метит в руководители то ли региональных, то ли общегосударственных органов адвокатского самоуправления, избирают непосредственно адвокаты и на четко определенный срок.

Закон не содержит никаких оснований для его продления. Срок истек — спасибо, избираем новых. Незаконное наделение полномочиями органов адвокатского самоуправления, срок деятельности которых истек, во-первых, является явной попыткой подчинить эти органы САУ, чего быть не должно. И, во-вторых, возмущает адвокатов, которых лишают права избирать на новый срок своих полномочных представителей.